Келеберда

Административно-территориальное деление

Келеберда (укр. Келеберда) — cело, центр сельского совета Каневского района Черкасской области. В ХІХ столетии село Прохоровской волости Золотоношского уезда Полтавской губернии.

История

На территории села находятся много исторических памятников: курганный могильник времен Киевской Руси; Троицкая церковь (в середине XIX ст. здесь хранилось Евангелие 1600 г. с надписью, что его подарено церкви в 1635 г. казаком Филиппом Яковлевичем); лесное урочище ‘Мазепин Яр»; место боя с россиянами 1709 года; крепость XVIII ст. (разрушенная); казацкая могила 1911 г.

Когда-то в древности, на территории, где находится современное с. Келеберда, было водохранилище Днепра. Об этом свидетельствуют остатки речного дна: разные ракушки, камни-галька, которые можно найти на песчаных горбах, которые отделяют село от поля. Хотя ныне эти пещаные горбы все заселены, начиная с послевоенных лет Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., благодаря усилиям Леплявского и Прохоровского лесничеств.

Село делится на две части (село и поселок) небольшой рекой Цибля, которая вытекает в районе Переяслава-Хмельницкого и впадает в Днепр в районе с. Келеберды. В древности река была полноводной и стремительной, что давало возможность строить на ней мельницы-лодяки, а также запруживалась для разведения рыбы. В связи со строительством Каневской ГЭС река совсем исчезла.

Из пересказов известно, что на высоком месте, на береге Днепра, где не затапливало наводнение, первым поселился рыбак по фамилии Берда. Со временем вокруг него стали поселяться другие переселенцы. Поселение возникло возле Берды, что со временем перефразировалось в Келеберду (Колоберды). От чего и походит название поселка (левой стороны села), а со временем и все село назвали Келеберда.

По другой версии известно, что слово Келеберда имеет татарское происхождение. На месте, где расположено поселение, находилась татарская крепость и переправа через Днепр. Об этом свидетельствуют исторические находки и памятники. За селом, на горбах еще и теперь находят бронзовые наконечники стрел. Эти и другие находки, а также раскопки целого ряда могил в Келеберде и за ней, в которых находили большое количество черепов и разного оружия, говорят о том, что на территории села происходили большие бои.

Село основано в XVII ст. как сотенный городок Полтавского полка 1660-1674 гг.

На территории поселения проходила граница между Киевской Русью и племенными группами степных кочевников. Место было опасное. В ХІ – ХІІІ ст. древнерусские князья использовали для охраны южных границ Руси выходцев из тюркоязычных племен, так называемых «черных клобуков». В летописях упоминается поселения «черных клобуков», в частности возле древнерусского города Заруба, неподалеку от важного брода через Днепр. Заруб расположен лишь в нескольких километрах на север от современной Келеберды (теперь Зарубинцы и Монастырок). Скорее всего, речь идет именно о Келебердянском броде.

«Клобуки» внимательно следили за этой переправой и имели там свои укрепления, на что указывает само название «Келеберда». Тюрськое слово «кале», или «келе», означает «крепость».

После 1654 г. когда Левобережье присоединили к России, село вошло в состав Леплявской сотни.

В 1735 г. проживало 194 казака, а в 1767 г. жило 425 человека, или 82 семьи. Население в 70-х гг. XVIII ст. составлялось с 1426 человек. В 1859 г. насчитывалось 4952 жителя, с них — 1986 казаков.

Во времена крепостничества в поселке имели свои имения помещики Каневские и Базидевичи. Им принадлежали луга, которые тянулись вдоль берега реки Днепр, дубовая и березовая рощи и поле, расположенное за песками на восток от Келеберды.

Позднее этими землями завладела помещица Райкович, при которой построен кирпичный завод, остатки сохранились и до этого времени. В селе действовала винокурня, трактир. Помещица хотела из собственного кирпича построить в селе церковь, но вызванные из Киева мастера признали кирпич некачественным. Поэтому церковь выстроили деревянную, а из кирпича сделали изгородь толщиной в 80 см и высотой 2,5 – 3 м.

Церковь построена срубом и обшита досками. На построение церкви крестьяне по возможности вносили пожертвования. Составленные списки лиц, которые вносили средства на строительство, закладывались в рубленные стены. В 1934 г. церковь переоборудована под клуб. В года немецкой оккупации 1941-1943 гг. церковь снова возобновила свою работу. После войны это помещение использовалось под клуб и библиотеку. В 1975 г. помещение церкви переоборудовали под спортивный зал и исторический музей. В 1979 г. его разобрали как такое, что непригодное для дальнейшего использования. Тогда и были найдены списки людей, которые вносили свои средства на построение церкви.

В 1878 г. открыто церковноприходскую школу на одно классное помещение. В 1900 г. школа сгорела, поэтому занятия нигде не проводились. В 1903 г. дьячиха Миславская учила девушек-крестьянок ковроделию.

Позднее на этом месте заложен липовый парк, где находится Братская могила воинов, которые погибли в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и памятный знак жертвам голодомора 1932-1933 гг.

В 1929 г. организовано Общество по общему возделыванию земли «Днепровская волна». В 1932 г. группа крестьян-середняков объединились в артель Тарасова мысль». Со временем эти две артели переименовались в два колхоза им. Мануильского и им. Карла Маркса, которые позднее, в 1950 г., были объединены в одно коллективное хозяйство им. Карла Маркса.

В 30-х гг. XX ст. по инициативе и под руководством учителя Майдана Ивана Степановича и Деревы Сильвестра Максимовича в селе создан драматический кружок «Просвещение» («Просвита»). С большим успехом выступал самодеятельный хор под руководством Румины Василия Афанасьевича. В клубе активно и регулярно действовали кружки: певческий, драматический, радиокружок.

В 1935 г. была открыта семилетняя школа.

Под немецкой оккупацией село находилось с июля 1941 г. Гитлеровцы разрушили и сожгли колхозные хозяйства и значительную часть крестьянских жилищ. Большинство жителей воевали с фашистами в партизанском отряде, который действовал в Леплявских лесах. В частности, Иван Василака, который до войны был главой местного колхоза, действовал в партизанском отряде вместе с детским писателем А.П. Гайдаром. 23 сентября 1943 г. Келеберда освобождена от оккупантов воинами 93-й Краснознаменной ордена Суворова Миргородской стрелецкой дивизии и 206-й стрелецкой дивизии. На фронтах войны Келеберда потеряла 143-х своих односельчан. В Братской могиле похоронено 26 известных воинов и 66 неизвестных, которые погибли при освобождении села.

В 1966 г. в селе насчитывается 554 отдельных хозяйства, население села составляет 1436 человек. Передовые люди колхозного производства: доярки Г.Л. Коптела и О.С. Дихтяренко, телятницы Раиса Коляда и Мария Соколовская, звеньевые П.Я. Мищенко и Мелашка Кононенко, комбайнер Федор Шакало, тракторист Павел Мищенко, шофер Владимир Красовский, фуражир Максим Коптилый. Правительственными наградами отмеченные Ф.П. Шакало и В.П. Красовский.

Вернуться к содержанию



Клировая книжка Полтавской епархии на 1902 год.

Села Келеберды Троицкая церковь, деревянная, на каменном фундаменте с такою же отдельною колокольнею, холодная, построена в 1876 г.; церковная сторожка; церковная библиотека; в приходе женская школа грамоты и земское училище; два дома для квартир причта; ружной земли 37, 1/2 дес., в том числе 1/2 дес. усадебной; жалованья в год священнику 120 руб., псаломщику 36 руб.; церковь от Консистории в 270 верстах.
Прихожан 1208 д. м. п. и 1216 д. ж. п.
Священник Николай Иосифов Срибный — в сане священника 1895 г.
Псаломщик Феодор Максимов Миславский — в должности 1882 г., стихарь 1892 г.
Церковный староста крестьянин Иоанн Василиев Войцеховский.

Метрические книги по селу Келеберда находящиеся на хранении в ГАЧО

  1. Полтавська губернія
  2. Полтавська єпархія
  3. Покровська церква, с.Келеберда Золотоніського повіту Прохорівської волості
  4. Народження: 1878: ф.931, оп.1, спр.1001
  5. Шлюб: 1878: ф.931, оп.1, спр.1001
  1. Полтавська губернія
  2. Полтавська єпархія
  3. Троїцька церква, с.Келеберда Золотоніського повіту Прохорівської волості
  4. Народження: 1828-1839: ф.403, оп.25, спр.1;  1839-1848: ф.403, оп.25, спр.3;  1849-1857: ф.403, оп.25, спр.4;  1883: ф.931, оп.1, спр.1003
  5. Шлюб: 1828-1838: ф.403, оп.25, спр.1;  1839-1848: ф.403, оп.25, спр.3;  1849-1857: ф.403, оп.25, спр.4;  1892: ф.931, оп.1, спр.1160
  6. Смерть: 1828-1838: ф.403, оп.25, спр.1;  1839-1848: ф.403, оп.25, спр.3;  1849-1857: ф.403, оп.25, спр.4;  1883: ф.931, оп.1, спр.1003;  1892: ф.931, оп.1, спр.1160

Вернуться к содержанию

Заказать генеалогическое исследование Вашего рода по с. Келеберда

Если Ваш род происходит из села Келеберда мы можем провести для Вас генеалогическое исследование.
Order a genealogical research based on Keleberda village.

Карты

Вернуться к содержанию

Ваш комментарий