Субботов
Содержание
- Административно-территориальное деление
- История
- Авторские заметки Блог
- Похилевич Л. И. Сказания о населенных местностях Киевской губернии 1864 г.
- Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона 1890 — 1907 гг.
- Сведения об однокласной церковно-приходской школе в с. Суботов за 1906-1907 г.
- Список глав семейств (не полный) из посемейного списка с. Субботов на 1909 г.
- Список жертв голодомора 1932-1933 гг. по с. Суботов (Национальная книга памяти жертв голодомора в Украине. Черкасская область.)
- Археологические памятники с. Субботов
- Г. Г. Павлуцкий. Деревянные и каменные храмы
- Метрические книги по селу Субботов находящиеся на хранении в ГАЧО
- Карты
Административно-территориальное деление
Суботов (в неготорых источниках Субботов) (укр. Суботів) — cело, центр сельского совета, Чигиринского района, Черкасской области. В ХІХ столетии, Субботов, Субботовской волости, Чигиринского уезда, Киевской губернии.
Село относится к историко-этнографическому региону Среднее Поднепровье (Надднепрянщина).
История
Название «Субботов» по одной из версий, происходит от неугасимого очага из дубовых дров, что пылало перед праздником Перуна («суботка»). За другой — от «суводь», то есть места, где стекаются воды (в конкретном случае — реки Суба и Тясмин).
Как свидетельствуют археологические находки, территория Субботова была заселена издавна. Здесь обнаружено городище времени поздней бронзы с остатками бронзоливарного производства, раннеславянского поселения, и могильник зарубинецкой культуры и следы поселений периода Киевской Руси.
Первое письменное упоминание о Субботове принадлежит к началу XVII ст., когда он, как хутор, был собственностью мелкого шляхтича, казацкого сотника Михаила Хмельницкого, а после его гибели (1620) его сына Богдана Хмельницкого, который по 1648 построил в Субботове дворец-крепость, которая стала одной из его резиденций (1664 — разрушенная поляками).
От своего основания в 1616 Субботов принадлежал к Корсунскому, с 40-х годов XVII в. — к Чигиринскому староству. Его жители занимались земледелием и животноводством; здесь также развивалось кузнечное, кожевничество, ткачество и другие ремесла. Получали распространение и промыслы: мельничное и рыболовство.
В 1633 г., получив «Млиевский ключ», Станислав Конецпольский считал, что Субботов, где был хутор Хмельницкого, является владением Конецпольскиx.
Во время конфликта Б. Хмельницкого с чигиринским подстаростой — Даниэлем Чаплинским, который выполнял «заказ» помещика — Александра Конецпольского, привилегия о праве собственности на Субботов коварством был отобрана у Хмельницкого, о чем он сам пишет в своих письмах к великому коронному гетману Николаю Потоцкому — «Медвежьей лапы», к королю Яну II Казимиру в 1648. Юристы объяснили, что из-за отсутствия документов выиграть дело невозможно. Маловероятно, Б. Хмельницкий подал жалобу в сейм, который отказал — необходимо было подтверждение А. Конецпольского. Тогда Б. Хмельницкий обратился к королю Владиславу IV, привилегией от 22 июля 1646 утвердил Субботов за ним. Конецпольский на это не обратил внимания. Против Хмельницкого выступал также богатый Чигиринский арендатор Захария Сабиленко.
1653 дворец был окружен двойным валом. Здесь жил Тимош Хмельницкий вместе с Розандой Лупул. Некоторое время проживал также сват Б. Хмельницкого Василе (Василий) Лупул.
23 декабря 1653 Тимош Хмельницкий был похоронен в деревянной Михайловской церкви.
При Богдане Хмельницком Субботов стал значительным центром культуры: у гетмана была большая библиотека. Немалый интерес представляли здесь здания и архитектура — в Субботове, как и в Чигирине, был дом гетмана, а рядом дома казацкой старшины. Однако после смерти Богдана Хмельницкого Субботов потерял свое значение.
После того, как гетманом стал Иван Выговский, он забрал Чигирин и Субботов. Субботов был предоставлен Юрию Хмельницкому снова в 1659 году.
В 1664 году разбойничьи отряды шляхты во главе с русским воеводой Стефаном Чарнецким напали на село и опустошили его и, как свидетельствует в своей летописи Г. Грабъянка, надругались над прахом гетмана Богдана и его сына Тимоша.
В 1667 году по Андрусовскому перемирием Правобережье оставалось за Польшей, казацкий строй в Субботове ликвидировано, его крестьяне стали крепостными. Субботов, как местечко в составе Польши, находился до конца XVIII века.
По договоренности Речи Посполитой и России, Субботов был на границе между странами; здесь запрещено было поселяться.
Не обошло Субботов и гайдамацкое движение. В 1734 и 1741 годах гайдамаки отвоевывали местечко. 1750-го отряд, возглавляемый К. Усом, что имел 100 повстанцев, разрушил в городке барские дома.
В 1741 году здесь насчитывалось 100 дворов, в 1765 — 85 домов.
В 1793 году, когда Правобережная Украина отошла к России, Субботов вошел сначала в состав Брацлавского наместничества, а с 1797 года в Киевской губернии. В начале XIX в. он стал селом, в котором 1808 было 140 дворов и 1157 жителей. В селе периодически проходили ярмарки, а позже — базары.
До 1808 года Субботов был местечком.
1808 здесь было 140 домов и 1157 жителей.
1863 здесь было 200 домов, 2419 жителей.
1844 субботовских крестьян переведены на поземельно-нарочно положение с круговой порукой. С 289 дворов тогда 96 было тягловых, 161 — полутягловыми, 16 огородников, 17 бобылей (крестьян не имевшие земли).
Крестьяне жили бедно. На склонах холмов теснились старые под соломенной крышей дома. Застройка проводилась бессистемно. Просуществовав несколько лет в 1843 году прекратила свое существование медамбулатория.
В 1843 году в субботу было открыто приходское училище, в котором по данным 1857, один учитель и его помощник учили 134-х мальчиков. В селе действовало четыре трактира.
В июля 1843 года Субботов посетил Тарас Шевченко, а в сентябре 1845 побывал здесь во второй раз, где написал знаменитые рисунки «Богдановы руины в Субботове», «Богданова церковь в Субботове», «Чигирин с Субботовского пути», а 21 октября 1845, находясь в с. Марьинском на Полтавщине, поэт написал стихотворение «Стоит в селе Суботов».
Средний земельный надел бывших государственных крестьян после реформы 1861 года, составил 1,99 десятин на ревизскую душу (2885 десятин на все село). К тому же зажиточные крестьяне часто захватывали в бедных их наделы. Так Чигиринский уездный исправник в одном из своих рапортов к губернатору писал: Старшина субботней волости И. Косятин, злоупотребляя предоставленной ему властью, захватил 120 из 240 десятин земель запаса.
Реформа 1861 года ускорила развитие капиталистических отношений в селе. В 1866 году Субботов становится волостным центром и одним из самых больших сел Чигиринского уезда. По данным 1900 здесь было 733 двора, в которых проживало 4020 человек. Село имело маслодельню и 22 ветряки.
В 1873 году в Субботове вспыхнуло восстание, которое было предопределено неравными условиями выделения земельных участков, и тяжелыми условиями их выкупа. Кроме того крестьяне требовали по 5 десятин земли на душу. Эти беспорядки обеспокоили царскую власть и в марта 1875 года года в села было направлено 2-й драгунский полк.
Субботовци активно участвовали в так называемой Чигиринском заговоре в 1877 года. Так 3 октября 1877 Киевское губернское жандармское управление докладывало губернатору о необходимости перевода всех низших чинов 126-го батальона Путиловского пехотного полка и уездной команды в другие воинские части, поскольку их укомплектовали крестьянами Субботова и других сел Чигиринщины. При этом подчеркивалось, что солдаты, поддерживая связи с односельчанами, не только знают о существовании «Тайной дружины», а возможно и относятся к ней. Из докладной записки губернатора, представленной 7 января 1877 видно, что некоторые крестьяне Субботова записались в тайную организацию и приняли присягу у Москаленко, крестьянина соседнего села Розсошинцы. После разоблачения «Тайной дружины» 20 субботовских крестьян было направлено на далекий север России.
Накануне Первой мировой войны, в 1912 году, в Субботов насчитывалось 844 хозяйств, из них 6 не имели земли. В селе было 413 лошадей, 23 волов и 212 коров. С началом войны значительно возросло количество безпосевных и малопосевных хозяйств, не хватало рабочих рук, инвентаря. Резко снизилась урожайность.
В 1900 году в Субботове работал один фельдшер, действовала аптека. 1911 года в 3-х школах обучалось 157 мальчиков и 38 девочек, а закончило обучение только 8 человек. 1907 здесь открыта библиотека, в которой по данным 1911, было 597 книг, из них 60 — на украинском языке.
После известия о Февральской революции 1917 года, которая дошла до Субботова в марте, начался захват земель.
В начале марта 1918 село было оккупировано австро-немецкими войсками. Летом того же года, в селе, крестьянином А. Соломоненко был организован партизанский отряд, силами которых в январе следующего года село было освобождено.
В марте 1919 года в селе начала работать начальная школа.
В мае 1919 года отряды Никифора Григорьева несколько раз заходили в Субботов. В августе 1919 года в село вошла армия Деникина. В начале января 1920 село захватили войска Красной армии.
В 1921 году было организовано мелиоративное товарищество, которое должно трактор, две мастерские-кузницы и мельница.
В 1922 году силами 25-й крестьян в селе организована артель «Пламя труда». Она имела 162 га пахотной земли, трактор «Фордзон», сеялку, молотилку, 2 плуги и 4 лошадей. В настоящее время в селе работало 6 мельниц и маслобойня.
В начале 1924 года в селе начала действовать комсомольская организация.
В 1925 году в начальной школе обучалось 200 детей, а в школах ликбеза 160 взрослых мужчин и женщин. Центром культурно-образовательной работы в то время стал сельдом. При нем работала библиотека, а также хоровой, драматический и военно-спортивный кружки. Здесь читались лекции на политические и научные темы.
На январь 1930 в сельскохозяйственной артели вошло 688 дворов или 1453 трудоспособные лица. Она имела 3407 га земли. На конец 1930 года в селе уже было 2 колхозы («Метеор» и имени Т. Г. Шевченко). В 1932 году эти колхозы объединяются в один — имени Ленина.
Накануне войны в селе была начальная и семилетняя школы, в которых обучалось 405 детей.
В 1941 году начато строительство нового клуба с залом на 400 мест и 8 комнатами для работы кружков.
7 августа 1941 село оккупировано немецкими войсками. Они расстреляли 9 жителей, которые поддерживали связь с партизанами и вывезли в Германию 32 жители.
12 декабря 1943 части 4-й гвардейской армии 2-го Украинского фронта, которой командовал генерал-лейтенант Иван Галанин, отвоевали Субботов.
Во Второй мировой войне на фронтах участвовало 435 жителей села, 130 из них погибли.
Опять заработал колхоз, в котором на 1 января 1944 года была 4 вола, 4 коровы, 29 лошадей, 3 мельницы, маслобойня, кузница, некоторое мелкий инвентарь. Возобновили свою работу фельдшерский пункт, школа, клуб, библиотека.
В 1964 году колхоз переименовали в колхоз имени Богдана Хмельницкого. На 1 января 1971 колхоз имел 20 тракторов, 9 комбайнов, 17 автомашин, 53 электромоторы.
В 1971 году в средней школе Субботова работало 20 учителей и учился 221 ученик.
По состоянию на 2010 год в Субботове действует общеобразовательная школа, дом культуры, врачебная амбулатория. 25 апреля 2007 в Субботове завершилось строительство подводного газопровода.
На территории сельского совета работают два сельскохозяйственных предприятия: СООО «Урожай-СК» и ООО «Субблтов».
В сентябре 2011 в течение двух недель в Субботове проходид Всеукраинский симпозиум народного искусства. На симпозиум приглашены мастера из разных регионов Украины: Днепропетровской, Запорожье, Киевской, Кировоградской, Одессы, Полтавщины и Черниговщины, которые работают в разных видах народного искусства: народная картина, традиционные декоративные росписи на бумаге, каменная и деревянная скульптура, гончарное, резьба по дереву и плетение из соломы.
Похилевич Л. И. Сказания о населенных местностях Киевской губернии 1864 г.
Субботов, село на правой гористой стороне Тясмина, в 8 верстах выше Чигирина. В самом селении впадает в Тясмин ручеек, текущий из Мотроненского леса, который окружает село с трех сторон. Жителей обоего пола: православных 2419 в 200 дворах и евреев 32; в 1741 году считалось 100 дворов; в 1808 – 140, а жителей 1157.
До 1800 года Субботов считался местечком, в коем собирались значительные ярмарки. Небольшие базары собираються здесь и в настоящее время.
Почва земли в селении и окрестности очень хорошая, черноземная; но пахотные поля, простираясь по крутым поверхностям гор, обрабатываються с большим трудом. Огороды у жителей, по тесноте усадеб небольшие, однако в них возделываеться между прочим и табак; сады при домах и в окрестных лесах с любовью поддерживаються; обширные луга по Тясмину покрыты камышами и озерами, глубиною от 1 аршина до 3 саженей.
Субботов в истории замечателен тем, что, по поводу отнятия этого села от Богдана Хмельницкого по тому поводу, что он не был польским шляхтичем или потомственным дворянином, загорелась решительная война между Малороссиянами и Поляками, кончившаяся падением Польши. Известно, что Субботов подарен еще отцу Богдана Чигиринскому сотнику Михаилу Хмельницкому, когда он был писарем соборов, при Чигиринском старосте Иване Даниловиче Конецпольском, а сын присоединил к батьковщине необитаемые земли и обогатил построением мельниц, сожжонных брехуном (так назван в Белоцерковном универсале гетьмана) Чаплинским.
Дом незабвенного Богдана тоял близ нынешней Ильинской церкви, которая им построена и служила домовою церковью. Еще около 1830 года оставались от этого дома развалины стен, вышиною в сажень; но невежество допустило разобрать их для фундамента под церковь Медведовского монастыря. Теперь, на месте дома Хмельницкого, стоит гумно крестьянина; местами только заметны следы фундамента по кирпичам выбивающимся из под травы; а недавно разкопан и каменный под домом погреб. Двор кругом был обсыпан двумя ярусами валов. Сад и звиринец на юг от замка и церкви, тянулся на полторы версты, до горы называемой Валок. Вообще усадьба Хмельницкого составляла небольшой замок, какие были необходимы в те времена, когда каждый можно было ожидать или набега татарского, или нападения поляков, или просто кровавой ссоры с соседом. Подгорою, на которой стоял дом, заметен след плотины и изсякшего пруда. По мнению некоторых здесь стояла та мельница, о которой упомянаеться в летописи самовидца. Но ближайшие исследования убеждают, что пруд и мельница построены были и уничтожены в позднейшее время.
Ко временам Хмельницкого жители относят три креницы, одна подле другой, с легкой и прозрачной водой, обязанные своим сохранением тому, что находяться вдали от замка- в конце сада или зверинца. Из урочищ близ Субботова замечательно в Мотроненском лесу городище именуемое Вовково, в котором, по преданию, гайдамаки скрыли награбленные сокровища, и откуда Юрий Хмельницкий, стреляя из пушек, збил главы на церкви своего отца в Субботове.
В Субботове две церкви: каменная ильинская и деревянная Михайловская. Первая посторена незабвенным Богданом, была его домовой или замковой церковью и чудесно сохранилась от ненависти, безпощадно разрушавшей все, с чем соединялось воспоминание о великом муже. Посторена она, как сказанно в описании церквей игуменя Мельхиседека в 1651 году. После Хмельницкого и после варварских опустошений, произведенных Чарнецким, церковь оставалась в запустении много лет. Еще в 1741 году во время визита, она найденна старою, опадлою и неогороженною с утварью самою бедною (гробница деревянная, чаша оловянная и пр.) хотя тогда и была приходскою для половины жителей Субботовских. С 1820 года она причислена к кладбищным церквям, а прежний ее приход пречислен к Михайловской церкви. С того времени она не имеет особого причта и, не будучи поддерживаема починками, клониться к разрушению. Каждый русский путешественник, которого случай приведет в эту убогую церковь, пусть поклониться с благоговением месту за столом с южной стороны, близ выхода из церкви. Здесь короткое время покоились бренные остатки великого Богдана и сына его Тимофея, под мраморным памятником с приличными надписями, пока святотатственная рука злодея, к стыду власти которой он служил, неизвлекла их оттуда, чтобы наругаться над прахом того, кто при жизни своей, до самых оснований поколебал искуственное здание езуитского государства. Мраморный памятник и надпись унечтоженные Чернецким, доселе не востановленны. Мы слышали, что многие любители памяти Хмельницкого предпологают построить в честь его монумент в Чигирине или Белой Церкви; но по мнению нашему, приличнее было бы восстановить памятник над его могилою в Субботовской цекрви и поправить на ней разрушающуюся деревянную крышу.
Приходская Михайловская церковь построена в 1786 году на место прежней деревянной-же, в 1718 году построеной. По штатам она пречислена к 4-му классу; земли имеет 65 десятин.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона 1890 — 1907 гг.
с. Киевской губ., Чигиринского у., в 8 вер. от уездн. гор., на прав. берегу р. Тясьмина. Село было подарено польским королем отцу Богдана Хмельницкого Михаилу; попытки поляков отнять это село у Богдана Хмельницкого под предлогом, что он не был шляхтичем, и вызвали восстание Хмельницкого. Последний имел здесь усадьбу и замок, уничтоженный в 1830 г.; остатки его существуют в виде городища. Близ села еще 2 больших городища, 4 кургана (не исследованы) и плохо сохранившаяся весьма древняя каменная баба. 3186 жителей. Народное учил., маслобойня, 22 ветр. мельницы.
Сведения об однокласной церковно-приходской школе в с. Суботов за 1906-1907 г.
Число учащихся 91
Учитель Бойко Андрей Иванович
Список глав семейств (не полный) из посемейного списка с. Субботов на 1909г.
Б | Г | Д |
---|---|---|
Бражник Сергей Стефанович Бражник Кирилл Тимофеевич Бражник Дометий Антонович Бражник Сила Антонович Бражник Диомид Маркович Бердник Филипп Михайлович Бердник Кирилл Тимофеевич Бердник Дометий Антонович Бердник Сила Антонович Бердник Диомид Маркович Бердник Филипп Михайлович Бердник Маркиан Александрович Бердник Марк Никифорович Бердник Стефан Харитонович Бердник Артем Димитриевич Бердник Николай Порфириевич Бердник Константин Димитриевич Бердник Сергей Кириллови Брусник Иоанникий Стефанович Брусник Моисей Андреевич Брусниченко Диомид Бондарь Мефодий Васильевич Бондарь Емельян Бондарь Севастьян |
Гришко Исидор Феодосиевич Грищенко Максим Тимофеев Гретченко Ефим Феодосиевич Гретченко Мирон Феодосиевич Гретченко Симеон Феодосиевич Гнатенко Исидор Климович Горобченко Стефан Евтихиевич Гринжела (Гринжола) Дионисий Яковлевич Горный Яков Харламович |
Дземич Димитрий Феодосиевич Дземич Василий Кириллович Довченко Евграф Герасимович Довченко Иосиф Пантелеевич Довгий Мина Онуфриевич Дон Потап Дон Савва Доненко Захарий Зотович Дьяк Тит Федорович Дьяк Симеон Флавианович Дзоненко Архипп Григорьевич Дзоня Иван |
Е | Ж | З |
Ежела Василий Никифорович | Жалдак Илья Сергеевич | Заболотний Стефан Иванович |
К | Л | М |
Коваленко Андрей Симонович Коваль Тимофей Антипович Каплоухий Михаил Иванович Кукса Максим Лукьянович Куксенко Емельян Косяк Григорий Евстратович Косяченко Яков Алексеевич Карлаш Евтропий Дометиевич Кириченко Иван Гаврилович Курганский Ксенофонт Хрисанфорович Коробка Фома Симеонович Крюковский Яков Федорович Кондерский Герасим Иосифович Кононенко Федор Конограй Иеремия Ключка Тимофей Григориевич Кривенко Петр Вонифатиевич Кривенко Петр Григориевич Кривенко Потап Ермолаевич Кривенко Авраам Дионисиевич Кубраков Стефан Архипович Кривохатько Андрей Иванович Кучер Ермолай Евмениевич Коцур николай Филиппович Коцуренко Порфирий Трофимович |
Лебедь Герасим Лебеденко Ефимий |
Минский Малахия Емельянович Моргун Сергей Яковлевич |
О | П | Р |
Олейник Порфирий Михайлович | Павленко Авксентий Моисеевич Павловский Дометий Васильевич Палий Самуил Зиновьевич Полищук Мина Стефанович Пасечник Иустин Трофимович Панасенко Гурий Васильевич Пащенко Борис Васильевич Полудень Максим Андреевич Петренко Филипп Кондратович Пономаренко Михаил Исидорович Потапенко Никифор Евдокимович Проценко Моисей Пантелеймонович |
Ряднина Поликарп Афанасьевич Репало Андрей Иванович Рябоконь Тимофей Ефимович Рыбаков Тимофей Яковлевич |
С | Т | У |
Салько Иван Димитриевич Соломоненко Симеон Иерофеевич |
Телятник Иван Евстафиевич Топчий Михаил Родионович Тютюник Архипп Зотович |
Урбанский Митрофан Иеремеевич |
Х | Ч | Ш |
Хлевной Венедикт Симеонович Холоденко Кодрат Иосифович |
Чубенко Автоном Владимирович Чернобай Федор Самуилович Чумак Иерофей |
Швец Филипп Устинович Шведенко Лазарь Трофимович Шевченко Лукьян Антонович Шапошник Тит Касьянович Шут Филипп Симеонович Шокур Маркиан Димитриевич Щербина Ефимий Ефимиевич |
Я | ||
Яременко Корней |
Список жертв голодомора 1932-1933 гг. по с. Суботов (Национальная книга памяти жертв голодомора в Украине. Черкасская область.)
Бондаренко Василь Кузьмович, 1933 р., від голоду.
Бондаренко Афанасій Васильов, 1933 р., від голоду.
Бондаренко Варвара Василівна, 1933 р., від голоду.
Дон Григорій Хомович, 1933 р., від голоду.
Заболотній Гнат Андрійович, 1933 р., від голоду.
Заболотній Іван Гнатович, 1933 р., від голоду.
Коваленко Іван Ничипорович , 1933 р., від голоду.
Коваленко Ничипір Михайлович , 1933 р., від голоду.
Коваленко Платон Степанович, 1933 р., від голоду.
Компанієць Галина Тимофіївна, 1933 р., від голоду.
Компанієць Тетяна Тимофіївна, 1933 р., від голоду.
Компанієць Тиміш Минович, 1933 р., від голоду.
Коцуренко Григорій Миколайович, 1933 р., від голоду.
Коцуренко Фалимін Герасимович , 1933 р., від голоду.
Кривенко Яків Григорович, 1933 р., від голоду.
Кукса Григорій, 1933 р., від голоду.
Кукса Надія, 1933 р., від голоду.
Кукса Пріськ, 1933 р., від голоду.
Кукса Валентина, 1933 р., від голоду.
Кукса Марко, 1933 р., від голоду.
Кукса Одарка, 1933 р., від голоду.
Кукса Оліян, 1933 р., від голоду.
Кукса Петро, 1933 р., від голоду.
Кукса Степан, 1933 р., від голоду.
Лепський Федот Максимович, 1933 р., від голоду.
Міненко Іван Йосипович, 1933 р., від голоду.
Міненко Олексій Йосипович, 1933 р., від голоду.
Мінський Пегасій Пантелеймонович, 1933 р., від голоду.
Незуненко Галина, 1933 р., від голоду.
Пащенко Микола Васильович, 1933 р., від голоду.
Прохач Григорій Савович, 1933 р., від голоду.
Прохач Іван Григорович, 1933 р., від голоду.
Прохач Любов Григорівна, 1933 р., від голоду.
Прохач Палажка Василівна, 1933 р., від голоду.
Рябокінь Андрій Тимофійович, 1933 р., від голоду.
Ряботінь Костянтин Григорович, 1933 р., від голоду.
Хоменко Марія Іванівна, 1933 р., від голоду.
Хоменко Михайло Антонович, 1933 р., від голоду.
Чорнобай Василь Хомович, 1933 р., від голоду.
Чорнобай Катерина Хомівна, 1933 р., від голоду.
Чорнобай Хома Хомович, 1933 р., від голоду.
Швиденко Валентина, 1933 р., від голоду.
Шуть Самійло Юхимович, 1933 р., від голоду.
Археологические памятники с. Субботов:
- В урочище «Березовка» находится скифское поселение ІІІ-Іст. до н. э.
- В урочище «Волчий шпиль»- Гордище чернолесской культуры VIII ст. до н. э.
- «Камяная баба» — Про нее говорять что во времена освободительной войны 1648- 1654гг. козаки по указанию Хмельницкого возле нее отрубывали предателям головы. (в центре села)
- В 12 км. на юг от села находится курган VIIст. До н. э.- III ст. н. э.
- Городище VII ст. до н. э.
Г. Г. Павлуцкий. Деревянные и каменные храмы.
Субботов — село Киевской губ. Чигиринского уезда, при реке Тясьмине. Местность, где ныне находится Субботов, не была заселена до начала XVII столетия; она входила в состав земель Черкасского староства, а после выделения староства Чигиринского, принадлежала последнему. Только в 1616 году староста Ян Данилович предоставил пользование пустым урочищем казацкому сотнику и подстаросте чигиринскому, Михаилу Хмельницкому; последний основал здесь хутор и построил мельницу. В 1620 году Михаил Хмельницкий погиб в битве на Цецоре и сын его, Богдан, попал в плен к туркам; возвратившись через два года на родину, Богдан принял во владение отцовский хутор и развел в нем обширное хозяйство; но права его на владение Субботовым были шатки; по существовавшим законам, отдача земли в частное пользование старостою, была действительна только при жизни того старосты, который ею распорядился, так как сам он был лишь пожизненным владелцем староства; в виду этого обстоятельства, Богдан Хмельницкий выхлопотал у короля Владислава IV грамоту, утверждавшую его во владении Субботовым и присоединявшую к хутору значителный участок степи. На последнем Богдан основал поселение — Субботовскую слободку и развел в ней доходное хозяйство. Впрочем оказалось, что королевская грамота не составляла достаточного обеспечения прав на владение Хмельницкого; ему указали на то, что король не имеет права отчуждать в частное владение государственного имущества без разрешения сейма и новый староста, Александр Конецпольский, передал Субботов во владение своему любимцу, чигиринскому подстаросте, Чаплинскому; когда Богдан отказался отдать свою «батьковщину», Чаплинский занял Субботов насильно, присвоив себе притом движимое имущество, и избил сына Хмельницкого, протестовавшего против насилия. Хмельницкий искал удовлетворения судебным порядком, но и староста и суд отклонили его жалобу; даже король признал себя бессильным оказать ему помощь; между тем Чаплинский, раздраженный его протестом, взвел на него обвинение в политической неблагонадежности и приказал его арестовать. Бежав из тюрьмы при помощи чигиринского казацкого полковника Кричевского, он отправился в Запорожие и там организовал грозное восстание против Польши.
Овладев Украиною в 1648 году, Хмельницкий вступил во владение Субботовым; хутор преобразился в богатое и многолюдное местечко; Богдан построил в нем обширный дом, обнесенный двойным валом и две церкви: Михайловскую и Ильинскую. Развалины дома Богдана Хмельницкого, близ Ильинской церкви, существовали до второй половины XIX столетия; в это время были разобраны на фундаменты Медведовского монастыря. Хмельницкий часто пребывал в Субботове и, после женитьбы сына Тимофея на дочери Молдавского господаря Лупула, предоставил субботовский дом новобрачным; у них некоторое время гостил Василии Лупул, а после смерти Тимофея в субботовском дворе жила его вдова Розанда. В 1653 году [1656] антиохийский патриарх Макарий, посетивший Чигирин, на обратном пути остановился в Субботове; посещение это Павел Алеппский описывает следующими словами:
«2 августа… мы прибыли в селение, по имени Субботов, где обыкновенно жил покойный Тимофей, сын гетмана. Жители вышли нам навстречу крестным ходом и повели нас в большую новую церковь во имя св. Михаила. В ней собраны сокровища армянских церквей, которые были разграблены и разрушены покойным Тимофеем в Сучаве… В этой церкви гробница Тимофея. Жена его, дочь Василия, господаря Молдавии, несколько раз посетила нашего владыку патриарха… В воскресение утром после утрени, мы совершили в ее присутствии поминовение по ее супруге, над гробницею которого, по их обычаю, висит большая хоругвь, на которой написан весьма схожий портрет героя верхом на коне, с мечем в правой руке и с булавою в левой и с изображением на переднем плане Молдавии, как страны, которую он пошел завоевывать. Его бедная жена…живет во дворце своего супруга, кругом которого он выстроил укрепление с окопами, а теперь гетман, его отец, чтобы увеличить пышность дворца, строит насупротив него, на возвышенности, каменную церковь св. Илии пророка. Мы заметили в ее строении несколько громадных камней, величина которых возбудила в нас изумление. На вопросы наши нам сообщили, что камни эти привезены из города, принадлежавшего татарам, в пяти милях отсюда, где татары имели большую мечеть. Гетман разрушил ее и увез камни для сооружения из них этой церкви» [Павел Алеппский. Путешествие Макария, перев. Муркоса. Вып. IV, стр. 193—194].
В 1657 году в Субботове был погребен Богдан Хмельницкий, но гробница его не уцелела. В 1664 году польский военачальник Чарнецкий быстрым набегом овладел Субботовым, сжег и ограбил местечко и, разорив гробницы как Богдана, так и Тимофея Хмельницких, приказал тела их выбросить на рынок [Черниговская летопись, изд. Белозерским, стр. 30].
После разорения Чигирина турками в 1678 году, южная полоса Украины совершенно запустела, и Субботов временно перестал существовать; только в начале ХVIII столетия жители стали здесь вновь селиться. В 1738 и 1751 гг. село подвергалось грабежам гайдамаков. В 1765 г. люстрация нашла в нем 89 дворов; поселение считалось местечком (до 1808 года) и в нем собирались довольно значительные ярмарки [Архив Ю. З. Р. Ч. III, т. III стр. 287 и 607. Słownik geograficzny т. XI, стр. 525].
Рис. 78. Ильинская церковь
Рис. 79. Церковь Богдана Хмельницкого в Субботове
Из старых церквей Субботова в настоящее время уцелела только одна, Ильинская, каменная, сооруженная Богданом Хмельницким в 1653 году. В ХVIII веке Ильинская церковь (по словам визиты 1741 года) плохо поддерживалась и была очень бедна, хотя к ней причислялся отдельный приход; в 1820 году последний был присоединен к Михайловской церкви, Ильинская же церковь зачислена кладбищенской; в настоящее время она снова составляет самостоятельный приход. Ильинская церковь представляет пример оригинальной церковной постройки. Тип ее очевидно взят с западных образцов, например, каменных костелов, подобного рода, каких в то время было (да и теперь еще есть) немало в Юго-западном крае. Действительно, церковь, по общему своему расположению, носит обыкновенный характер тогдашних католических церковных построек, т. е. имеет условную форму базилики или продолговатого четыреугольника, алтарь помещается в полукруге или абсиде, имеющей внутри и снаружи шесть граней (рис. 80 и 81).
Рис. 80. План Ильинской церкви
Рис. 81. Разрез Ильинской церкви
Церковь покрыта коробовым сводом и имеет двускатную крышу с фронтонами [Ильинская церковь с. Субботова может служить указанием того, как следует реставрировать Троицкую каменную церковь в м. Зинькове Подольской губ., описание которой мы дали на стр. 61. В Троицкой церкви в новейшее время устроен деревянный купол, (фонарик и главка его уничтожены молнией). В Троицкой церкви м. Зинькова были коробовые своды, в таком роде, как в Субботовской Ильинской церкви]. Внутри церкви к северной и южной стенам, между окнами, приставлены два столба; на них перекинута арка, поддерживающая и укрепляющая свод; широкая арка также ведет из церкви в алтарную абсиду. Эти поперечные арки так же, как и коробовые своды — круглые. С севера и юга церковь имеет по два окна; в алтаре — четыре небольших круглых окна. Над дверью западной стены имеется также круглое окно, освещающее хоры; последние поддерживаются двумя столбами и выходят в храм тремя арками. Перед входной дверью — длинная, узкая и низкая пристройка (паперть), соединяющая церковь с колокольней; эта пристройка, равно как и самая колокольня выстроены в 60-х годах XIX века священником Орловским, ремонтировавшим разрушавшееся здание. Наружный вид храма представляет интерес своими двумя высокими фронтонами, [с. 116]западным и восточным, обделка которых (с уступами в виде буквы S) напоминает как некоторые католические храмы Юго-западного края (например, костел в г. Летичеве Подольской губ. или боковой корпус монастыря иезуитов в Виннице), так и фасады домов и других зданий эпохи Возрождения и XVII века во Франции, Германии и Бельгии [См. Caumont, Abécédaire ou rudiment d’archéologie. Architectures civile et militaire. Caen, 1869, p. 354. Lübke—Semrau, Die Kunst der Renaissance in Italien und im Norden. Stuttgart, 1903, Fig. 107]. Алтарь на фасаде выражен тем, что он уже главной части здания и имеет полукруглую или, лучше сказать, многогранную крышу. Глава над алтарем — новейшее добавление; первоначально она находилась над срединой церкви, как видно на нашем рисунке 82 (снимок этот дан Н. Д. Бентышем-Каменским в его «Истории Малороссии») и на рисунке Т. Шевченко [Искусство и худож. промышленность, декабрь 1900 г.].
Рис. 82. Ильинская церковь и развалины дома Богдана Хмельницкого в 1825 г.
Ильинская церков стоит на горе, господствуя над селом. На церковном погосте, который весь зарос травой и кустарниками, разбросаны старинные надгробные памятники — низкие массивные кресты, сделанные из известняка, разнообразной формы с полуистертыми надписями (см. рис. 83). Такие кресты составляют особенность весьма многих малороссийских церквей, сообщая какую-то совсем особенную красоту вековой уютности церковных погостов.
Рис. 83. Древние кресты на погосте Ильинской церкви
Метрические книги по селу Субботов находящиеся на хранении в ГАЧО
- Київська губернія
- Київська єпархія
- Михайлівська церква, с. Суботів Чигиринського повіту Суботівської волості
- Народження: 1803-1834: ф. 620, оп. 1, спр. 2; 1835-03.1843: ф. 620, оп. 1, спр. 3; 1845: ф. 620, оп. 1, спр. 7; 1846: ф. 620, оп. 1, спр. 8; 1847: ф. 620, оп. 1, спр.9; 1851: ф. 620, оп. 1, спр. 11; 1852: ф. 620, оп. 1, спр. 12; 1854: ф. 620, оп. 1, спр. 13; 1855: ф. 152, оп. 71, спр. 46; 1859: ф. 620, оп. 1, спр. 7; 1861: ф. 620, оп. 1, спр. 15
- Шлюб: 1803-1833: ф. 620, оп. 1, спр. 2; 1845: ф. 620, оп. 1, спр. 7; 1846: ф. 620, оп. 1, спр. 8; 1847: ф. 620, оп. 1, спр.9; 1851: ф. 620, оп. 1, спр. 11; 1854: ф. 620, оп. 1, спр. 13; 1855: ф. 152, оп. 71, спр. 46; 1859: ф. 620, оп. 1, спр. 7; 1861: ф. 620, оп. 1, спр. 15
- Смерть: 1803-1834: ф. 620, оп. 1, спр. 2; 1835-01.1846: ф. 620, оп. 1, спр. 4; 1845: ф. 620, оп. 1, спр. 7; 1846: ф. 620, оп. 1, спр. 8; 1847: ф. 620, оп. 1, спр. 9; 1852: ф. 620, оп. 1, спр. 7; 11.1854-02.1866: ф. 620, оп. 1, спр. 14; 1855: ф. 152, оп. 71, спр. 46; 1859: ф. 620, оп. 1, спр. 7; 01.-08.1861: ф. 620, оп. 1, спр. 15; 04.1866-02.1873: ф. 620, оп. 1, спр. 17
- Посімейний список: 1899р. ф.654, оп.1, спр.1
Карты
Субботов на трехверстовой карте Шуберта
Отличный сайт, есть что почитать, история все же. Я вам предлагаю сделать так еще что-бы можно было Вконтакте, в ЖЖ и в твиттере оставлять себе пометки, типо информация понравилась.
Не нашел,что искал.А именно происхождение фамилии Кондерский.Сдесь вроди упоминане есть Иосиф Герасимович,но не нашел.
каменная баба в 50-60 годах, по крайней мере, помню стояла возле почты.в Ильинской церкви стояла гранитная плита,как памятник Богдану Хмельницкому. насколько помню службы тоже проводились.
А,также каменная баба стояла там и в 70-е годы. Сейчас на месте почты школа. При переносе ее на нынешнее место ее раскололи и безалаберно склеили раствором. Кстати, есть версия, что голов на ней саблями не рубали. В те времена не настолько были люди глупые, чтобы саблями рубить по камню. Вероятнее всего, это скифская каменная баба.
а школа была не доходя почты слева. а до почты был клуб. а в церкви меня крестили. возможно втихаря. но я помню. хорошо там было. а сейчас похоже ужас. это моя точка зрения. дважды в одну реку не войдешь.
Почему Вы считаете, что сейчас в церкви ужас?
ну что вы.церковь красиваяю алтарь красивый. я о том что твориться.
Замечательный сайт. Прекрасно изложена информация. В субботове встречается Иеремей Конограй. Не могли бы Вы выложить более полную информацию по этой семье. Я занимаюсь генеалогией этой фамилии, собрал много информации. Корни практически все с Чигиринского района. http://vadshv.narod.ru/ Часть информации выложил здесь. Мог бы и для вашего сайта написать небольшую заметку по этой фамилии в рубрику Исследование фамилий.
Уважаемый Вадим, мы будем очень признательны за любое дополнения. Вашу заметку обязательно выложим с указанием вашего авторства. Наша почта beket@beket.com.ua
Посемейный список жителей Субботова, который тут частично представлен, хранится в гос. архиве Черкасской области.
Я понимаю Максим что он в Архиве. Но кто то ведь работал с этим списком, возможно есть полные данные. Поэтому и написал о своей просьбе.
Добрый день , каким образом можно узнать о фамилии или о семье Педан которые жили в Субботово ( в частичном семейном списке такой фамилии не значится) спасибо
мои очень детские воспоминания конца 50 начала 60 годов прошлого столения говорят. если память мне не изменяет. у моей бабушки девичья фамилия была педан. т.к. эта фамилия в памяти о тетке,которая жила в киеве и дедьке,который жил в субботове у моих прадеда и прабабки к которым меня щенком возили на лето в суботов. прабабка меня там крестила. тетека,сестра бубушки, жила в киеве в борщаговке вроде. вот и все что помняю и знаю. с уважением.александр.
Александр, очень приятно что вы откликнулись!, хотелось бы конечно чтоб вы хоть какие то имена назвали. С уважением Анна
значит так. включим логику.раз моя бабушка Просковья,была Педан,то мои прабабушка Гаша и прадед Ермолай тоже Педан. с ними жил дядя Леня наверное тоже. знаю что в 60х у него родился сын помоему Саша.тетя Шура это сестра бабушки жила в Киеве и ее дочь Ольга с двуми дочками.вот и все мои ,надеюсь правильные,детские воспоминания.хотя все может быть.
я смог в чем то помочь? или как?
как сюда доехать?
Откуда вы будите ехать и чем?
Нас интересует семейство Порфирия Довгая и его предки. Где можно найти эти сведения?
Здравствуйте! Три года назад были с сестрой в Субботово( она прилетела из Ташкента), чтобы найти родственников по линии Лукьяна Кривенко, как предков, так и ныне здравствующих.Знаем, что у него было два сына: Хтодосий и Федосей. Последний- это наш дедушка.Его историю мы знаем- он выехал с семьёй из Субботова перед войной в Казахстан, откуда ушёл воевать на фронт и не вернулся, погиб в Холмской операции.Вечная ему память…
Мы не знаем, кто была наша прабушка, т.е. жена Лукьяна.Хотелось бы это выяснить и какие родственники по её линии.
Федосей Кривенко женился на Евдокии Никитичне Лазуренко Хотелось бы узнать и историю по этой линии. У бабушки Евдокии отца звали Никита….Лазуренко, а мать-Мария.Знаем, что у них родились четыре девочки: Евдокия, Антонина, Елена и Мария. Последняя только осталась жить в Субботово. Она была дважды замужем: Мария Никитична Коваль-Минская.
Так много имён связано с Субботово. Хотелось бы больше информации о предках. В нашей поездке мы , благодаря Марие Ивановне Шапошник, познакомились с нашей дальней родственницей-Агафьей Юменовной Минской.Это приёмная дочь Марии Никитичны в браке с Юменом Минским. Потрясающий человек… Мы пели украинские песни, а как она читала стихи Т. Шевченко наизусть, это невероятно! Потрясающие впечатления! Спасибо Марие Ивановне, тоже очень замечательный, грамотный человек.
И, последнее, очень интересно знать — где похоронены наши предки, т. к. в будущем, мы планируем поездку, уже, с нашими детьми.
Есть у нас в семье одна неподтверждённая информация, якобы наша какая-то пра-пра-и т. д.бабка была ключницей у Б Хмельницкого. А вдруг?
Может , вы посоветуете сайт, где есть доступ к каким-то интересующим нас вопросам? Будем очень признательны.
Ирина,здравствуйте! Моя пробабушка,тоже Минская Мария урождённая в 1889 году в Субботове,она одна из большой семьи Минских,после революции или до революции попала в Россию в петербург,а затем в Мурманск.
Здравствуйте Виктор! Спасибо за отклик. Вам что нибудь говорит имя Юмен Минский? Он был вторым мужем Марии Никитичны Лазуренко(это моя двоюродная бабушка). От первого брака у Марии был сын Иван Коваль. У Юмена от первого брака осталась дочь Агафья Минская. В браке с Юменом у Марии родилась дочь Галина. Может эти имена вам знакомы? Возможно ваша Мария каким -то образом связана с Юменом?
В списке на 1909 должен быть Жалдак Никита Корнеевич. Его жена Жалдак Александра Филипповна. Год рождения их не знаю. У них было 5 детей, один из них Жалдак Андрей Никитович, 1933 года рождения — мой отец.
Анна, моя бабушка Жалдак Нина Данииловна 1943 года рождения, знаю что ее родня со времён Хмельницкого там жила. Если есть информация по фамилии Жалдак я буду рад обсудить и получить информацию о предках. Спасибо.
Моя бабушка Щербина Антонина Фёдоровна родилась в Суботове 1927 года, немного раньше родился её брат Григорий. Если кто что знает — помогите пожалуйста.
Главная страница/ Герои войны/
Мишенко Иван Дементьевич
Год рождения: __.__.1902
Действия
Упоминается в 11 документах:
Выберите документ ниже
1943
Документы о награждении
Мишенко Иван Дементьевич
Картотека награждений
Медаль «За оборону Ленинграда»
22.12.1942
Орден Красной Звезды
31.08.1943
Орден Красной Звезды
03.11.1944
Орден Красного Знамени
30.04.1945
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
09.05.1945
Орден Ленина
15.11.1950
Дата рождения: __.__.1902
Место рождения: Украинская ССР, Кировоградская обл., Чигиринский р-н, с. Субботово
Дата поступления на службу: __.__.1924
Воинское звание: капитан
надо помнить своих односельчан героев войны
Доброго времени суток!!! Меня зовут Лариса. Меня мучают угрызения совести. Моя бабушка в девичестве Кривенко Евдокия Яковлевна уроженка с Суботово. В 17 лет уехала на Дальний восток к брату Григорию, началась Война. А брат Петро всю жизнь так и до самой смерти прожил тут. Он скоропостижно скончался в преклонном возрасте. Жена Василиса уехала к родне по моему в Черкасы. Так вот моя бабушка сильно печалилась и хотела связаться хоть с кем то из родных. Она меня попросила отправит письмо Раисе просто на деревню, я замешкалась а вскоре моя баба умерла. Я бы хотела исполнить ее волю и найти родственников. Поговорить или списаться с ними и передать своей бабушке уже на могиле. А по хорошему покланиться на могиле своих предков. Посмотреть своими глазами на церковь Богдана Хмельницкого, где баба тайно покрестила моего папу. Она много песен украинских пела с большой любовью, читала стихи Тараса Григорьевича Шевченко. Пишу , а сама плачу. Отзовитесь люди добрые
добрый день! С 1800 года в Михайловской церкви Субботова служил священник, а затем протоиерей Иоанн Хотинский. Можно ли что-то о нём узнать? Даты жизни, имя его жены, если возможно, родителей. Я предполагаю, что следующий священник Михайловской церкви, Александр Иоаннович Хотинский был его сыном. Можно ли узнать так ли это действительно? Благодарю, если кто-то поможет мне разрешить эти вопросы.
Добрый день. Ищу родственников по линии моего отца Бурлака Николай Иванович 1948 г.р. знаю только что его мать Мария Григорьевна жила в Суботово с 1948-1949 года и у что у неё тоже была дочь Татьяна ( возможно ей сейчас может быть около 70, но больше мне ничего не известно, если сможете дать какую нибудь информацию которая мне может помочь в поиске или где возможно увидеть списки проживающих в Суботово была бы очень благодарна!!!