Меню Закрити меню Історико-генеалогічна
база даних України

Хорлы

Административно-территориальное деление

Хорлы (укр. Хорли) — село, центр сельского совета Каланчакского района Херсонской области.

История городов и сел УССР

Хорлы (до 1958 г.— Порт Хорлы) — село, центр сельского Совета народных депутатов, расположено на одноименном полуострове, который омывается Черным морем. Расстояние до районного центра — 22 км, до ближайшей железнодорожной станции Каланчак на линии Херсон — Джанкой — 27 км. Население — 912 человек.

Село основано в 1897 г. на землях помещицы Фальц-Фейн как морской порт, через который за границу вывозилось зерно из помещичьих имений Днепровского уезда. В 1898 г. открылась телеграфная линия, соединившая Хорлы с Перекопом. В 1903 г., когда в Хорлы пришло 6 торговых судов из разных портов, населенный пункт получил статус порта и официальное наименование Порт Хорлы.

Основным грузом, экспортировавшимся через Хорлы, были главным образом озимая пшеница, а также рожь и ячмень, имевшие широкий спрос за границей. Торговые операции порта быстро расширялись. Так, в 1907 г. отсюда было отправлено в Англию, Грецию, Германию, Италию и Голландию 2,2 млн. пудов грузов. В 1913 г. грузооборот порта уже составил 6,3 млн. пудов. Однако объем экспортных операций не всегда был равномерным и часто зависел от спроса, урожайности зерновых и в значительной степени от конкуренции Одесского, Херсонского, Скадовского и Генического портов: в 1908 г., например, из Хорловского порта было отгружено менее 1 млн. пудов зерна. С расширением торговых операций порта здесь открылось отделение Русского для внешней торговли банка, начала действовать таможня. Росло портовое хозяйство, был построен док. Для хранения зерна сооружались амбары, откуда хлеб в вагонетках по рельсам подавался к пароходам.

Хорловский порт широко рекламировал свои экспортные операции. В еженедельнике «Вестник финансов, промышленности и торговли» систематически сообщалось об отправке грузов из Хорлов за границу.

Помимо внешнеторговых связей, порт осуществлял каботажные перевозки в Одессу, Херсон, Севастополь, Николаев и другие пункты Черноморского бассейна. Перевозились зерно, овощи, фрукты, строительные материалы, железо, скот, птица и пр.

Постоянными жителями Хорлов были переселенцы из разных мест, пришедшие сюда в поисках заработка. Они работали на строительстве порта, грузчиками на пароходах; во время массовой отправки хлебных грузов здесь находили заработок сезонные рабочие из северных губерний Украины и центральных губерний России. Ежегодно в порту на погрузочно-разгрузочных работах было занято в среднем 300 рабочих.

Грузчикам Хорловского порта приходилось работать и днем, и ночью, в пыли, проникавшей в легкие; они на плечах носили к пароходам тяжелые мешки. Другая часть хорловчан вынуждена была батрачить в имении С. Фальц-Фейн за мизерную плату (7— 8 руб. в месяц). В жару и непогоду работницы не отходили от веялок. В особенно тяжелых условиях находились пришлые батраки: они спали на голом полу в бараках, их кормили из деревянных корыт на 8—10 человек постным борщом и галушками из непросеянной муки.

Тяжелое материальное положение и политическое бесправие трудящегося населения вело к обострению классовой борьбы, носившей острый характер в период революции 1905—1907 гг.

Ее росту способствовала пропаганда, проводившаяся социал-демократами среди трудящихся. В 1904 г. в Хорлах распространялись листовки с призывами: (Долой войну! Долой самодержавие! Да здравствует социализм!».

Под руководством созданной в 1905 г. местной организации РСДРП, тесно связанной с Херсонским губернским комитетом сельских организаций РСДРП, трудящиеся Хорлов приняли активное участие в революционных событиях. 14 мая 1905 г. во время разгрузки судна с углем рабочие порта выдвинули требование повысить заработную плату. В ответ на это в Хорлы был введен кавалерийский эскадрон Крымского дивизиона. Уже на следующий день после опубликования царского манифеста от 17 октября 1905 г. в Хорлы из Одессы прибыл большевистский агитатор, разъяснявший жителям антинародную, реакционную суть этого манифеста. Напуганные многочисленными крестьянскими выступлениями, происходившими осенью 1905 г. в Днепровском уезде и охватившими также Хорлы, администрация порта и чиновники канцелярии таможенного поста вынуждены были укрываться некоторое время на борту английского судна.

В феврале 1906 г. в Хорлах власти разместили роту солдат Ставучанского полка. Однако революционное движение не прекращалось. Рабочие требовали улучшения своего экономического положения, политических свобод. В порту продолжала распространяться революционная литература. В июле 1906 г. у крестьянина А. К. Плугатера, временно находившегося в Хорловском порту, во время обыска жандармы изъяли 6 наименований запрещенных изданий. Местная организация РСДРП организовала сбор денежных средств среди населения для оказания материальной помощи Херсонскому губернскому комитету сельских организаций РСДРП. В начале XX в. Порт Хорлы представлял собой рабочий поселок. Его жители не имели земельных наделов; в хозяйствах насчитывалось всего 88 коров, 214 овец, коз и свиней. Трудовой люд ютился в глинобитных мазанках с соломенной крышей и глиняным полом. Администрация порта и зажиточная часть населения жили в благоустроенных домах. Прекрасные природные условия морского побережья привлекали сюда каждое лето отдыхающих, В поселке была гостиница. Накануне первой мировой войны в порту проживало 1675 человек (882 мужчины и 793 женщины) — в основном рабочие. Их обслуживало единственное медицинское учреждение — аптека с одним фармацевтом.

Народное просвещение развивалось очень медленно. Лишь в 1903 г. здесь открылась земская однокомплектная школа на 50 мест с трехгодичным курсом обучения, где в 1907/08 учебном году один учитель проводил занятия с 34 мальчиками и 22 девочками. Такое количество учеников оставалось и в 1913 г., несмотря на быстрый рост населения.

Годы первой мировой войны пагубно отразились на экономике порта. После закрытия Черноморских проливов и прекращения экспорта он практически не действовал, и рабочие оказались без каких-либо средств к существованию. Многих мужчин мобилизовали в армию, немало семей лишилось кормильцев. Все это вызвало рост недовольства трудящегося населения. В феврале 1917 г. Херсонское жандармское управление сообщало, что Хорлы принадлежат к тем пунктам Днепровского уезда, в которых можно было ожидать волнений.

Известие о победе Февральской революции дошло до Хорлов в начале марта. В первой половине апреля 1917 г. в Хорлах создан Совет рабочих и солдатских депутатов, который летом установил связь с Херсонским Советом.

Февральская революция не оправдала надежд трудящихся. Буржуазное Временное правительство продолжало кровопролитную войну, земля оставалась в основном собственностью помещиков и кулаков. Лишь после победы Великого Октября и установления в Хорлах Советской власти в январе 1918 г. беднейшая часть населения по ленинскому Декрету о земле получила 1200 десятин помещичьей земли — по 3—5 десятин на едока. Однако в апреле 1918 г. территория Херсонщины была захвачена германо-австрийскими оккупантами, которые восстановили буржуазно-помещичьи порядки, обложили население непосильной контрибуцией. Из Хорловской почтово-телеграфной конторы шли сообщения, что немецкая комендатура проверяет всю корреспонденцию, угрожает населению в случае неповиновения репрессиями.

В начале декабря 1918 г. германские войска и их ставленники — гетманцы оставили Хорлы, но в конце месяца из Крыма сюда ворвался отряд белогвардейцев. Враги встретили решительный отпор населения. В Днепровском уезде нарастало партизанское движение, усилившееся в конце января 1919 г. после организации Чаплинского партизанского отряда. В отряд вместе с чаплинцами вошли также крестьяне из Хорлов и других окрестных сел. По указанию Одесского обкома Херсонский подпольный комитет КП(б)У направил из Хорлов на помощь чаплинским партизанам отряд моряков-черноморцев под командой матроса-большевика А. Гончарова. Объединенные партизанские отряды Днепровского уезда во главе с П. И. Тараном сражались против белогвардейцев и интервентов, занявших в феврале 1919 г. порт. В начале марта партизаны внезапно обрушили удар на греческих оккупантов, захватив три катера, и освободили Хорлы. В честь этого подвига установлен памятный камень. При отступлении 19 марта интервенты подвергли порт обстрелу, направив с моря гидропланы, однако партизаны сумели отогнать противника, захватив моторное судно, нагруженное ценностями, которые местная буржуазия под прикрытием интервентов пыталась вывезти за границу. В населенном пункте была восстановлена Советская власть. С мая 1919 г. порт Хорлы получил административный статус города. Советские органы приступили к осуществлению социалистических преобразований — национализации портового имущества, учету и распределению земель среди безземельного и малоземельного населения. Однако положение в районе Хорлов оставалось тревожным. Вспыхивали кулацкие мятежи, усилилась угроза наступления из Крыма белогвардейских частей генерала Деникина; со стороны моря порт блокировали корабли интервентов.

В июне 1919 г. в Хорлах высадился деникинский десант. С оружием для белогвардейцев к причалам Скадовска и Хорлов пришвартовались английские транспорты. Немногочисленный военный гарнизон Хорлов вынужден был отступить к Каховке, где влился в формировавшийся там Первый Днепровский советский крестьянский полк. Более полугода продолжался деникинский террор: белогвардейцы грабили население, жестоко расправлялись с непокорными. В начале 1920 г. части Красной Армии выбили деникинские войска из порта. Но уже весной 13-й армии пришлось защищать территорию Северной Таврии от врангелевцев, высадивших 15 апреля в Хорлах десант в 400 человек, а затем дивизию дроздовцев из трех полков. Вражеский удар, направленный в тыл Перекопской группы 13-й армии, был встречен сокрушительным огнем частей 138-й бригады 46-й стрелковой дивизии. На помощь бойцам бригады советское командование послало части 8-й дивизии Червонного казачества. После трехдевных ожесточенных боев красноармейские подразделения разбили белогвардейцев, вынудив их отступить к Перекопу. Комиссар бригады червонных казаков С. М. Иванйна за ликвидацию Хорловского десанта врангелевцев был удостоен ордена Красного Знамени. Многие хорловчане боролись за установление власти Советов. Среди них —-И. А. Зинченко, награжденный в 1970 г. за боевые заслуги в годы гражданской войны орденом Красного Знамени. Несмотря на героическое сопротивление частей 13-й армии, в июне 1920 г. врангелевцам удалось захватить Хорлы. Через порт они пытались вывозить зерно и другое имущество за границу. Но рабочие порта сорвали эти попытки. И когда 2 ноября советские войска освободили Хорлы, в портовых амбарах находилось большое количество зерна. 3 ноября 1920 г. при участии политотдела 1-й стрелковой дивизии 6-й армии был создан ревком, сосредоточивший в своих руках всю полноту власти. Строительство новой жизни возглавили коммунисты. В декабре образовалась коммунистическая ячейка из 5 членов партии и 13 кандидатов в члены партии.

В феврале 1921 г. прошли выборы в городской Совет. При исполкоме действовали комитет труда, отделы социального обеспечения и народного просвещения. В том же году в Хорлах создана комсомольская организация в составе 56 человек, возглавленная С. Д. Майтопом.

Восстановление хозяйства проходило в чрезвычайно трудных условиях. Порт лежал в руинах. В 1921 г. действовали лишь паровая мельница, типография, переплетная и столярная мастерские. Таким образом, местным рабочим, составлявшим подавляющее большинство населения, негде было работать. Вследствие неурожая 1921—1922 гг. в городе свирепствовал голод. Свыше 600 человек голодали. Был создан комитет помощи голодающим. Помощь оказывалась прежде всего детям, семьям красноармейцев и бедноты. Открылись столовая для детей и пункт питания для взрослых. С 1923 г. началось восстановление порта. Для этой цели государство ассигновало 30 тыс. рублей.

Уже за первые годы Советской власти в сельском хозяйстве Хорлов произошли заметные изменения. В июле 1921 г. 35 беднейших крестьян объединились в трудовую огородную артель, а в 1925 г. здесь организовался ТОЗ, которому было выделено 150 га земли. Благодаря государственным кредитам, крестьяне сумели приобрести для хозяйства 150 цнт зерна, трактор и 5 сеялок.

В строительстве новой жизни значительную роль сыграл комитет незаможных селян, в котором к началу 1925 г. насчитывалось 45 членов. Комнезам помогал беднякам и семьям красноармейцев обрабатывать землю, собирать урожай. Развернули деятельность городские профсоюзные организации: рабочих транспорта, советских и торго-вых служащих, водников, строителей и «Всеработ-землеса». Члены профсоюза принимали активное участие в общественной жизни Хорлов — организовывали подписку на государственные займы, помогали проводить хлебозаготовки.

В годы восстановительного периода произошли глубокие изменения в деле здравоохранения и в культурной жизни Xорлов. Здесь функционировала больница на 15 коек, то работали врач и два специалиста со средним медобразованием. В неполной средней школе в 1925 г. обучались 132 ученика и преподавали 6 учителей. Осенью 1924 г. для школы был засеян зерновыми участок в 2.5 десятины. Для детей-сирот, родители которых погибли во время гражданской войны, в январе 1921 г. организован детский дом на 40 человек. Для борьбы с неграмотностью в 1925 г. в Хорлах открылись  курсы  ликбеза,  которые посещали 77 человек. С 1923 г. Хорлы стали центром сельсовета Чаплинского района Херсонского округа. Значительную культурно-просветительную и политико-воспитательную работу проводил клуб, открытый впервые в 1919 г. При нем организовали литературный, театрально-хоровой, музыкальный и природоведческий кружки. Для населения читались лекции, организовывались беседы, выступления самодеятельных артистов. Средства от концертов шли на ремонт школы, больницы, организацию питания для рабочих.

Особенно заметный сдвиг в экономической жизни Хорлов произошел во второй половине 20-х годов, когда в Хорловский порт начали снова заходить торговые суда разных стран. В 1926—1927 хозяйственном году порт посетили 12 иностранных судов, которые вывезли 31,5 тыс. тонн грузов. В порт прибыли и отправились из него 193 судна внутрикаботажных рейсов, с грузом 9,5 тыс. тонн. В 1927—1928 гг. порт значительно расширили, была восстановлена разрушенная во время гражданской войны узкоколейная железнодорожная линия, по ко торой ежесуточно транспортировалось на суда около 100 тыс. пудов зерна. Новопостроенный железобетонный причал обеспечивал одновременную загрузку двух судов. Стала действовать водонапорная башня, благодаря чему пароходы снабжались пресной водой. В ноябре 1929 г. портовики Хорлов и Скадовска заключили договор о социалистическом соревновании, результатом которого явилось снижение на 3,6 проц. себестоимости погрузочно-разгрузочных работ в порту.

Опираясь на поддержку бедноты, партийно-комсомольский актив проводил в жизнь решения XV съезда ВКП(б) о всемерном развертывании коллективизации. В конце 20-х годов в Хорлах возникли коллективные хозяйства. В 1928 г. образовалось кооперативное товарищество виноградарей-бедняков, основателями которого стали 5 комсомольцев и 19 членов их семей. Через год с помощью государства это товарищество приобрело трактор.

В 1931—32 гг. организуются сельхозартели им. 14-летия Октября и «Шлях бідноти». Трудовые успехи колхозников были убедительным доказательством преимуществ коллективного способа хозяйствования над единоличным, урожайность зерновых в конце 30-х годов достигла 11—12 цнт с га. Колхозники получали на трудодень по 1,5—2 кг хлеба. Трудящиеся Хорловского района досрочно выполняли план государственных хлебозаготовок и одновременно успешно проводили сев и сбор хлопка.

Важную роль в развитии колхозов сыграла Хорловская машинно-тракторная станция. Лучших результатов достигла в 1934 г. бригада № 6. Трактористы М. Мочалин и Д. Губарев ежедневно вспахивали по 5—5,5 га за смену (норма 4 га), добившись при этом значительной экономии горючего. Хорловская МТС в 1939 г. насчитывала 66 тракторов и много других сельскохозяйственных машин. Развивалась местная промышленность: действовали электростанция, 3 мельницы, предприятие по производству стройматериалов. В середине тридцатых годов был расчищен фарватер, глубина которого достигла 7,2 метра, и в порт стали заходить суда водоизмещением до 1500 тонн (теплоходы «В. И. Ленин», «Красный Октябрь» и другие). Хорлы, как незамерзающий порт, стали одним из центральных портов Херсонского морского региона, куда поступало зерно из приморских и отдаленных районов территории нынешней Херсонской области. Порт благоустраивался. Для успешной загрузки высокобортовых судов была оборудована эстакада с причалами высокого уровня. Грузооборот порта в 1940 г. превысил 120 тыс. тонн.

Повышался рост культуры и благосостояния жителей. Накануне войны в Хорлах (районный центр в 1931— 1939 гг.) был открыт универмаг, функционировали фельдшерско-акушерский пункт, больница на 25 коек, аптека. Население обслуживали 2 врача и 4 средних медработника. Действовала неполная средняя школа (80 учеников и 7 учителей). Работали библиотека, клуб, кинотеатр. Хоровой коллектив и драмкружок Хорловского клуба были хорошо известны жителям Чаплинки, Новой Маячки и других сел.

Война, навязанная гитлеровцами, оборвала мирный труд хорловчан, вся их жизнь была перестроена на военный лад. Население сооружало укрепления, рыло окопы. Через порт в Крым и на Кавказ беспрерывно шел поток хлеба с херсонских полей. 12 сентября 1941 г. в Хорлы ворвались фашисты. Гитлеровцы грабили жителей, отбирали у них теплые вещи, продукты, вывозили скот. За сопротивление и саботаж распоряжений оккупационных властей 15 граждан они расстреляли, 120 насильно угнали на каторжные работы в Германию. 2 ноября 1943 г. войска 4-го Украинского фронта освободили Хорлы от фашистских захватчиков. Преследуя противника, части 295-й стрелковой дивизии очистили от врага и порт. С ноября 1943 г. по апрель 1944 г. в районе Хорлов сосредоточились части 116-го Укрепленного района (УР-116) под командованием полковника П. Т. Петрюка. Бойцы совершали вылазки в тыл врага, отражали попытки фашистов проникнуть в тыл советских войск, готовившихся к штурму Перекопа. Одновременно оказывалась помощь жителям, пострадавшим от оккупантов.

Из 216 хорловчан, ушедших воевать на фронт, 101 пал смертью храбрых в боях против врага, 120 человек за мужество и отвагу удостоены орденов и медалей СССР.

Немецко-фашистские захватчики причинили Хорлам огромный ущерб. Лишь убытки, понесенные портом, составили свыше 1,8 млн. рублей. Сразу же после освобождения в селе начались восстановительные работы, сопровождавшиеся огромными трудностями. С июля 1944 г. при Хорловской МТС оформилась партийная организация, которая стала во главе борьбы за восстановление. Не было инвентаря, посевного материала. Колхозники коровами и волами пахали поля, вручную сеяли.

Дела пошли более успешно после окончания Великой Отечественной войны, когда в Хорлы начали возвращаться демобилизованные воины. К концу 1945 г. Хорловская МТС имела уже 30 тракторов, 11 комбайнов, 4 автомашины, 4 молотилки, при МТС работала ремонтная мастерская. Большинство машин механизаторы собрали из частей оставленной на поле боя военной техники. Производственную программу 1945 г механизаторы выполнили на 100 процентов, а в проведении сева озимых МТС заняла первое место в районе. В следующем году колхозники собрали по 12 цнт пшеницы, 10 цнт ржи, ячменя и овса с гектара.

Возобновил работу порт, в который прибыли два крана грузоподъемностью 1,5 тонны каждый. Сплошным потоком потекло через порт таврическое зерно из колхозов и совхозов. В 1948 г. в порту начала действовать эстакада для погрузки судов, мощностью 160 тоны в час. В конце четвертой пятилетки довоенные посевные площади в обеих артелях были полностью освоены.

Среднегодовой урожай зерновых составлял 8,5 цнт с 1 га. В 1950 г. колхозы им. 14-летия Октября и «Шлях бідноти» объединились, что имело важное значение для дальнейшего развития колхозного производства. После освобождения от оккупантов в Хорлах проживало около 500 жителей. При помощи государства население отремонтировало 100 домов, разрушенных оккупантами. Начали работать сельмаг, аптека, отделение связи. Село украсилось новыми насаждениями декоративных и фруктовых деревьев. В 1943 г. вновь открылся фельдшерско-акушерский пункт, а в 1946 г.— больница, где работали врач и 2 медсестры. В 1950 г. на базе этой больницы был создан костнотуберкулезный диспансер на 35 коек, функционировавший до 1962 г., затем реорганизованный в противотуберкулезный диспансер. В диспансере работали врач и четыре медсестры. Открылись двери сначала семилетней, а с ноября 1944 г.— средней школ. В 1950 г. в средней школе работали 13 учителей и обучалось 153 учащихся. Снова стал действовать сельский клуб.

После сентябрьского (1953 г.) Пленума ЦК КПСС в колхозе им. 14-летия Октября усилилась борьба за улучшение организации труда, повышение материальной заинтересованности колхозников в результатах своего труда.

Благодаря лучшей обработке полей повысилась урожайность, и среднегодовой сбор пшеницы, ячменя и овса достиг 17 цнт с каждого гектара. Значительными были успехи колхоза им. 14-летия Октября в области животноводства. Хозяйство имело 1044 головы крупного рогатого скота, 2897 овец, 546 свиней. В 1956— 1960 гг. в среднем от каждой из 2897 овец было настрижено по 3,1 кг шерсти, выращено по 100 ягнят от каждых 100 овцематок. В 1959 г. к колхозу им. 14-летия Октября присоединились еще 4 небольшие артели. За новосозданным хозяйством «Шлях до комунізму» закреплено 10 тыс. га земли, из которых 6 тыс. га — пахотной. Благодаря совершенствованию производства и самоотверженному труду колхозников увеличились урожаи на колхозных полях. В годы седьмой пятилетки колхозники собирали ежегодно по 18—20 цнт пшеницы, 200—250 цнт картофеля, 500 цнт огурцов и по 200 цнт помидоров с гектара.

Осенью 1964 г. на базе колхоза «Шлях до комунізму» создан совхоз «Ключовий». Из 7561 га сельхозугодий 575 га было отведено под посевы новой сельскохозяйственной культуры — риса. В хозяйстве трудились 649 рабочих и служащих, среди них — 35 специалистов с высшим и средним специальным образованием. Хозяйство обслуживали 36 тракторов, 14 зерновых комбайнов, 29 автомашин.

Выращивание такой культуры, как рис, требовало от работников новых знаний. Было организовано агротехническое обучение, специальные курсы для механизаторов. Это дало положительные результаты. Уже в 1966 г. в совхозе собрали по 40 цнт риса с 1 га. С большим вдохновением работали труженики полей в годы восьмой пятилетки. Значительно вырос машинный парк совхоза. В 1969 г. здесь насчитывалось 75 тракторов, 32 комбайна, 33 автомашины. Дальнейшая механизация производственных процессов дала возможность снизить себестоимость производства зерновых с 4 руб. 80 коп. за цнт в 1965 г. до 3 руб. 82 коп. в последующие годы восьмой пятилетки. Благодаря успешному развертыванию социалистического соревнования труженики совхоза выполнили пятилетний план по производству основных видов сельскохозяйственной продукции до 1 сентября 1970 г. Было собрано по 35,6 цнт зерновых с га, в т. ч. озимой пшеницы — 27,7 цнт, риса — 45,4 цнт. Добились определенных успехов и животноводы. Надои молока от каждой коровы повысились до 2,2 тыс. кг, более чем на 600 голов увеличилась совхозная отара. В 1971 г.—первом году девятой пятилетки — труженики совхоза добились новых успехов: они собрали зерна более чем 98 тыс. цнт, в т. ч. 59 тыс. цнт риса, выработали свыше 2 тыс. цнт мяса, 13,5 тыс. цнт молока, 467 цнт шерсти. Передовиками совхоза стали жители Хорлов доярка Л. И. Кручаненко (надоила по 3 тыс. кг молока от коровы), чабан П. П. Гриценко (получил по 110 ягнят от каждых 100 овцематок и настриг по 5,3 кг шерсти с каждой овцы), рисовод А. И. Грибко (собрал по 48 цнт риса с 1 га), комбайнер И. С. Рыльский и другие. С 1972 г. совхоз «Ключовий» перенесен из Хорлов в село Приволье. Экономика села стала определяться в основном работой порта, грузооборот которого значительно вырос за годы послевоенных пятилеток.

В 1951 г. порт был оснащен новыми механизмами, в т. ч. портальными кранами грузоподъемностью 8 тонн каждый, что дало возможность механизировать в порту почти все трудоемкие процессы. После углубления фарватера в 1953 и в 1960 годах у причалов порта стали швартоваться суда грузоподъемностью до 1 тыс. тонн — из Евпатории, Севастополя, Одессы, Херсона и других портов Черноморья. Зерно, шерсть, арбузы, овощи, строительные материалы отправляет Хорловский порт в различные концы республики. Только за апрель — июнь 1969 г. в порту побывало 188 судов. Работники Хорловского порта, обработав 380 тыс. тонн хозяйственных грузов, выполнили план восьмой пятилетки более чем на 116 процентов. Резко возрос грузооборот порта в годы девятой пятилетки, когда портовики переработали почти вдвое больше грузов по сравнению с восьмой пятилеткой: 735,3 тыс. тонн при плане 695 тыс. тонн. В 1978 г. были снова проведены дноуглубительные работы в порту и одновременно расширен с 30 до 50 метров подходной канал, после чего в Хорлы стали заходить суда водоизмещением 3—4 тыс. тонн. Здесь установлены также два новых крана грузоподъемностью 5 тонн каждый. Увеличено количество крановщиков — от 3 человек до 12. Теперь портовики обрабатывают судно в течение 6 часов. По сравнению с девятой пятилеткой план порта по грузообороту был увеличен в десятой пятилетке в четыре раза (до 2794 тыс. тонн). Работники порта, численность которых в 1981 г. составляла 71 человек, справились с заданием пятилетки: грузооборот составил 2919,5 тыс. тонн или 104,5 проц. к плану пятилетки. Основным грузом являются минеральные и строительные материалы, которые регулярно отправляются в Севастополь, Новороссийск, Ялту, Керчь, Феодосию, Херсон. Выполнить большой объем грузооборота Хорловскому порту помогают суда Северо-Западного речного пароходства (Ленинград), которые на зимний период полностью переходят на работу в бассейн Черного моря.

В 1981 г. Хорловский порт при плане переработки грузов более 1 млн. тонн фактически переработал 1 073 650 тонн грузов, снизив себестоимость переработки одной тонны груза до 8,9 коп. вместо 11,7 коп. по плану.

В одиннадцатой пятилетке будет построена новая единая причальная линия, в результате объем погрузочно-разгрузочных операций значительно возрастет. В годы послевоенных пятилеток в Хорлах развернулось широкое строительство. Были сооружены электростанция на 320 кВт, механические мастерские, магазин, новое зернохранилище и ряд других помещений, в т. ч. ряд жилых домов. Только совхоз «Ключовий» в 1965 г. израсходовал на строительство 78 тыс. руб., а  через три года — еще 185 тыс. руб. В селе построены новые помещения профтехучилища и клуба, гидрометеостанция, общежитие. За годы десятой пятилетки введены в строй 11 коммунальных домов площадью 900 кв. метров и 26 индивидуальных площадью 1300 кв. метров, общежитие СПТУ-7 площадью 300 кв. метров. Ныне в Хорлах более 330 жилых домов, свыше 50 зданий административно-общественных организаций. Улицы заасфальтированы, проложен водопровод общей протяженностью более 5,5 тыс. метров, ежегодно высаживаются сотни деревьев, увеличивающих площадь зеленых насаждений села, которая достигла 51 га, или 54 кв. метра на каждого жителя. Есть стадион, благоустроены места отдыха. В селе работают три продовольственных магазина, промтоварный с отделами книжным и культтоваров, а также хозяйственный, три столовые, а в летнее время с притоком отдыхающих — еще четыре. Годовой товарооборот торговых предприятий села превышает 750 тыс. рублей.

В Хорлах есть сберкасса, автоматическая телефонная станция, связывающая через райцентр село с любым городом страны. Имеется автобусное сообщение с населенными пунктами области. Бытовое обслуживание населения обеспечивают точки Каланчакского райбыт-комбината, в т. ч. швейная мастерская. Население Хорлов обслуживают пульмонологическое отделение районной больницы на 37 коек и фельдшерско-акушерский пункт, в которых работают один врач и 9 медработников со средним специальным образованием, аптека. Дети дошкольного возраста посещают ясли-сад.

В Хорловской средней школе в 1981/82 учебном году получали образование 157 учеников. Здесь трудится педагогический коллектив в составе 22 учителей, из которых 15 имеют высшее образование. В 1957 г. в Хорлах на базе Херсонского училища механизации сельского хозяйства открыто сельское профессионально-техническое училище № 7, в котором за время его существования подготовлено 620 специалистов, одновременно получивших (с 1979 г.) и среднее образование. Училище выпускает трактористов-машинистов III класса, трактористов-машинистов широкого профиля, имеющих квалификацию слесаря-ремонтника и водителя. В училище работает шесть мастеров производственного обучения и обучается 250 юношей и девушек.

Училище располагает прочной материально-технической базой. В 1979 г. введен в эксплуатацию новый универсальный учебный корпус на 480 ученических мест с 13 учебными кабинетами. Есть слесарная мастерская, 14 гаражей, ремонтная мастерская, 4 лаборатории. Машинно-тракторный парк состоит из 42 тракторов, 5 автомашин, 5 комбайнов, 150 сельхозмашин. За учебным хозяйством училища закреплено 360 га земли, из которых 337 га пахотной, имеется 150 свиней и 15 дойных коров. Строятся новый корпус общежития на 360 мест и общественно-бытовой корпус. Учащиеся постоянно принимают участие во время страды в работе механизированных отрядов, за которыми закреплено пять уборочных агрегатов. Так, в 1978 г. отрядом из 18 человек было убрано на совхозных полях района 990 га и намолочено 25 000 цнт зерновых. В 1979 г. в состав отряда вошло 25 учащихся. Десятью комбайнами они скосили зерновые на площади более 2000 га и намолотили зерна свыше 40 тыс. цнт. Отряд добился отличных результатов и занял третье место в области.
За годы Советской власти из села вышел значительный отряд интеллигенции: 12 инженеров, свыше 30 учителей и врачей. Много специалистов с высшим и средним образованием трудятся в населенном пункте. Разнообразна культурная жизнь жителей села. Действуют дом культуры на 300 мест и клуб СПТУ-7 на 250 мест. В них работают кружки художественной самодеятельности: драматический, хоровой, вокально-инструментальный, а также агитбригада, охватывающие свыше 70 человек. В трех библиотеках (сельской, СПТУ-7 и школьной) насчитывается более 30 тыс. экземпляров книг. На общественных началах создан сельский краеведческий музей. На территории села имеются две спортплощадки, где проводятся соревнования по футболу, волейболу и другим видам спорта. Авангардную роль в хозяйственном и культурном строительстве играют 4 первичные партийные организации, которые в 1981 г. объединяли 36 членов партии. Коммунисты активно трудятся на различных участках производства, добиваясь повышения эффективности производства.

Постоянную заботу о развитии экономики и культуры, благосостоянии тружеников села проявляет сельский Совет, в состав которого входят 35 народных депутатов, из них 14 — члены партии, 7 — комсомольцы, 24 депутата — рабочие. Среди депутатов 18 женщин. При Совете созданы 5 постоянных комиссий. Бюджет сельсовета Хорлов на 1982 г. составлял 56,1 тыс. руб., в т. ч. 27,3 тыс. руб.— на народное образование; 52,7 тыс. руб. из дополнительных ассигнований районного бюджета выделено на здравоохранение. 6 профсоюзных организаций (200 членов профсоюза) заняты вопросами быта и отдыха хорловчан. В Хорлах — 4 комсомольские организации (132 члена ВЛКСМ), являющиеся активными помощниками коммунистов и депутатов Совета.

Расположенное на полуострове, село является превосходной зоной отдыха, которая в недалеком будущем значительно расширится. К концу одиннадцатой пятилетки в Хорлах закончится строительство водогрязелечебницы, созданной на базе целебных грязей морских заливов. Сухой степной климат в сочетании с морским создают лечебный микроклимат. Здесь функционируют три пионерских лагеря.

Уроженцем Хорлов является заслуженный врач УССР, член Союза писателей Украины Н. Д. Фогель (1908—1980). Руководствуясь решениями майского (1982 г.), ноябрьского (1982 г.) и июньского (1983 г.) Пленумов ЦК КПСС, труженики села вносят достойный вклад в строительство прекрасного будущего — коммунизма.

2 комментария

  1. Юрий:

    Вот это статья!!!У меня такое чувство, что я побывал в социализме, окунувшись в это дерьмо с головой. Неужели нечего написать о основательнице порта и поселка Хорлы, Софье Богдановне Фальц-Фейн, об этой удивительной женщине, которой все партийные хозяйственники, времен большевизма и социализма, в подметки не годятся, неужели никто из авторов статьи не в состоянии написать правду об этом человеке, столько сделавшей для Таврии, херсонщины и страны в целом. Посмотрите, поучитесь да и всем раскажите, как нужно вести бизнес в стане, не забывая и о своих доходах и доходах и благополучии наемных работников, напомните о меценатстве и благотворительной деятельности этой женщины. Непомешало-бы открыть правду о ее трагической гибели, зараннее спланированной и цинично реализованной в угоду политических мотивов, по всей видимости связанной с противоречием большевистской идеологии и частным ведением хозяйства, которое, как показала практика, намного эффективней государственно-чиновничей системы. Поведайте правду, уже время другое и такие люди как Фальц-Фейны, многое могут сделать не только в Украине но и в любой другой стране!Цините то, что волею судьбы, такие люди как Софья Богдановна Фальц-Фейн, жили и блогородно творили на нашей земле!

  2. Юрий:

    Я честно говоря в шоке. Прочитать в наше время этот заонгажированный большевистко-коммунистический бред, какая злость пронизывает весь текст, относительно Софьи Богдановны Фальц-Фейн, ее достижения показаны заурядными и не стоящие внимания. Примитивно описан быт крестьян и рабочих в то время-«ели из общего деревянного корыта», «соломенными крышами были покрыты мазанки». Коммуняки, вы себе отдаете отчет написанному. При вас порт так и не вернул былое дореволюционное величие, вы так и не смогли запустить и вывести на серьезный уровень то, что досталось от Фальц-Фейнов и им подобным. С каким презрением называете вы «деникенцев» и «врангелевцев» как они дескать грабили местное население, а ведь они могли изменить ход истории и всего этого бреда не было. А вы, расскажите правду, как ваши отморозки расстреляли Софью, женщину, которой было 84 года и она еще могла управлять хозяйством. Как это вы не приплели еще сюда, этого писаку Гончара, который в самых зловещих красках описал все достижения Софьи, впрямь сотворив из неё демона во плоти. Не стыдно, а впрочем какой стыд, вы -убийцы, погубившие страну, уничтожившие море людей, пытающиеся построить на обмане и цинизме страну… И, что не получилось как Украина так и Россия, никак не может вылезти из этого дерьма в которое со своей дебильной философией, вы погрузили 1/6 часть суши…
    Гореть вам в Аду!

Ваш комментарий