Меню Закрыть меню Историко-генеалогическая
база данных Украины

Андреевка

Административно-территориальное деление

Андреевка (укр. Андріївка) — село, центр сельского совета Макаровского района Киевской области. В ХІХ столетии село Киевского уезда Киевской губернии.

Андреевскому сельскому совету подчинено село Червоная Горка.

Село относится к историко-этнографическому региону Среднее Поднепровье (Надднепрянщина).

Похилевич Л. И. Сказания о населенных местностях Киевской губернии 1864 г.

Андриевка село на левой стороне реки Здвижа, в 5-ти верстах от села Липовки, Жителей обоего пола 567; земли 2415 десятин. В 1783 году считалось обоего пола жителей 571. По народному преданию на месте, занимаемом селом, стоял в давнопрошедшее время город именовавшийся Андреевым, имевший много церквей и монастырь в том месте, которое обведено валом и рвом и соединявшийся мостом с противоположным берегом реки. Под городом происходили сражения, следами коих остались 6 древних могил на полях и валы, есть мнение, что на месте Андриевки существовал упоминаемый в летописи г. Вздвиженск. В Андреевке еще в XVI столетии существовал монастырь, зависевший от Киевского Кирилловского, который за принятие унии разорен во время восстания, а впоследствии для большей безопасности перенесен на правый лесистый берег Здвижа, в урочище Красногорку. Этому монастырю принадлежало первоначально и село. В начале прошедшего века, когда польским правительством восстановляем был порядок по крайнему его понятию, Андриевка причислена к Макаровскому имению, и по смерти катедрального декана Киевского Каэтана Росцишевского, поступила к родственнику его Соколовскому, продавшему в 1830 году это село Иосифу Сорочинскому. По смерти же его и вдовы его Юзефы Сорочинской, с 1858 года Андриевка принадлежит, по завещанию последней, родственнице ее Елене Николаевне Пашковской. В селении находится хороший владельческий дом с обширным фруктовым садом и все хозяйственные заведения превосходно устроенные покойным помещиком Иосифом Сорочинским. Из урочищ примечательны Маковичи, где по преданию был чернечий майдан или железный завод и Низовое, где остались признаки давнего моста, также развалины давних монастырских погребов близ приходской церкви.

Церковь приходская Вознесенская, деревянная, 6-го класса; земли имеет 40 десятин; построена в 1801 году бывшим посессором Александром Пясецким. Предшествовавшая церковь была построена еще базилянами. В 1762 году бывший помещик Антоний Любомирскии, избирая к этой церкви в священники Михаила Самборского, снабдил ее земельными угодиями*. При церкви находится древний каменный крест, вероятно надгробный, с славянской надписью, под титлами которой по давности нельзя прочитать. Другой подобный крест, но без всякой надписи находится в саду священническом, в саженях 50 от церкви, в замковище, где по преданию стоял монастырь. Андриевский приход составляет следующие деревни:

Новая Гребля на левой стороне реки Здвижа, в 3-х верстах ниже Андриевки. Жителей обоего пола 421; земли 1789 десятин Деревня эта Соколовским продана в 1830 году Фаддею Пашковскому, по смерти коего в 1848 году она принадлежит его наследникам. В XVII веке принадлежала Киево-Михайловскому монастырю.

Красногорка отделяется от Андриевки рекой Здвижом. Жителей обоего пола ПО. Принадлежит Яцковскому (см. Копылов) по покупке в 1835 году от Сигизмунда Шимановского. Красногорка в XVII веке принадлежала Киево-Кирилловскому монастырю, коего монахи основали здесь особый скит. Гетман Иоанн Скоропадский построил в ските церковь, дал земли и ктиторей. Но когда после 1686 года эта сторона отдана была Польше, то скит отдан базилянам вместе с деревней. Красногорский базилянский монастырь известен тем, что в оный были отправляемы на эпитемию униатскими духовными начальствами духовные лица, обвиняемые в нарушение благочиния. Монастырь в половине прошлого века зависел от Белиловского** и закрыт около 1760 года. Впрочем в списке упраздняемых монастырей 1786 года значится и Красногоркий монастырь, хотя он в то время еще находился в пределах Польши. См опис. Киево- Соф. соб. митрополита Евгения, стран, 269. В последнее время существования в монастыре были две деревянные церкви на том месте, где теперь дом помещика и его службы. По упразднении монастыря церкви эти проданы Васильковского уезда в м. Хвастав и Королевку. Но приметно, по остающимся развалинам, что в монастыре в давнейшее время находились и кирпичные здания. Монастырский сад с столетними липами и старыми фруктовыми деревьями и колодезь в глубоком овраге, прилегающем к саду, выкопанный монахами, причисляются ныне к усадьбе владельца. Монастырю принадлежала водяная мельница на реке Здвиже, в урочище Братский Рог. В 3-х верстах от Красногорки, в лесу лежит хутор Пужа, принадлежащий к тому же имению. Лет за 50 в этом месте поселился, построив хату, крестьянин Якименко, в недавнее же время помещиком Янковским устроен в этом месте винокуренный завод и при нем необходимые службы. В зимнее время, когда винокурня бывает в действии, в хуторе живет до 50 человек Летом число жителей уменьшается наполовину.

Плахтянка в 4-х верстах от Красногорки, Жителей обоего пола 145. Деревню эту помещица Сулимова купила в 1830 году от Иосифа Шимановского. Впоследствии времени, по обилию здесь леса, устроены винокурня, пивоварня, кирпичный и горшечный заводы, две водяные мельницы, и предполагается в постройке суконный завод. Впрочем, собранные здесь помещичьи крестьяне крайне бедны и получают единственное пропитание от горшечного производства, коим занимаются в свободные от барщины дни, Плахтянка принадлежит к Мотыжинскому имению.

Дополнение: Андриевка. По выкупному договору 1863 года крестьяне купили 813 десятин земли за 23470 рублей.

Плахтянка. Название деревни производят от греческого слова plinfoz кирпич.

*»Яко, мимо инне старания дочесне, найперша мысль и прагненье ко помноженъю хвалы пана Бога обращать звыклем, так в добрах моих полисских, в воеводстве Кіевском, ключу Макаровском, вси Андріевце, по отдаленію ся WW. XX. Базиліанов, од кильку лиат место те без постера и без хвалы Бозскіей застаионце, дотонд ваковало. Аби пре то хвала пана Бога одновіона и помножена зостала, душ змарлых ратунек и жионцым парохіаном пожитек, помоц и выгоде учинить, до церкви в тей же вси Андріювце бендонцей на пороха забераінцего се до стану духовнего, учтивего Михаила Самборскиего, кторый презентований тераз оде мне, и напотом настемпцы абы мели призвоита для себе sustentatia, нынешим инструментем моим залецам пану коммисарови добр моих, ажебы, запатривши ся на фундуше в грунтах церквям од давнейших час по инных віоскох постановите, до тей же церкви Андріювскией з грунтов тамечних выдзял грунтов учинил, означил и на вечна паміонтке описал, цо оде мне аппробаціа меть бендзе. Инне затым провента и акциденса призвоите, од парохіанов ведлуг устав духовных належонце, абы успокоят были меть щи на то тен инструмент власна мощ ренка при звыклей печенти, подписуіе в палацу моим Добромысльским дня 6 Серпня 1762 рок А. Любомірскій, воевода Любельскій». Из актов Радомысльской консистории за 1762 г.

* В актах Радомысльской консистории за 1755 год стран. 91, записана жалоба Иеронима Островского Ordinis S. Basilii Супериора монастырей Красногорского и Белиловского, на жителей Макаровских, Наливайковских, Копыловских и Забуянских, обидевших побоями и ругательствами
базилянских монахов Красногорского монастыря.

Ваш комментарий