Балыко-Щучинка

Административно-территориальное деление

Балыко-Щучинка (укр. Балико-Щучинка) — село, центр сельского совета Кагарлыкского района Киевской области. В ХІХ ст. село Чучинка и село Балыки Киевского уезда Киевской губернии.

Балыко-Щучинскому сельскому совету подчинено село Ульяники.

Село относится к историко-этнографическому региону Среднее Поднепровье (Надднепрянщина).

История

Неоднократно на берегу ручья Чучинка, впадающего в Днепр, люди находили посуду эпохи Киевской Руси. Это наводило на мысль, что керамика принадлежала жителям древнерусского города Чучин. Чучин был одним из оборонных городов-крепостей на правом берегу Днепра. В летописях за 1110 г. он упоминается как Чучин-град. Город-крепость Чучин принадлежал к системе Днепровской оборонительной линии, защищавшей южные подступы к Киеву от кочевников. Крепость была дотла сожжена татарами в начале XIII в.

Древний Чучин разместился на правом берегу Днепра на высоте 70 м над уровнем воды. Городище Чучин со всех сторон защищено крутыми склонами, вдоль сооружений тянулся ряд полуземлянковых жилищ. Вблизи археологи открыли несколько хозяйственных ям, которые использовались для хранения зерна.

При раскопках Чучинского городища найдены предметы различного назначения: орудия труда, предметы быта, оружие, произведения ювелирного искусства.

Здесь в XI—XIII вв. находился город крепость Чучин. Город был обнесен тремя рядами мощных земляных валов с дубовыми заборами и башнями10.05.2013

Современное поселение возникло в начале XVIII в. Чучинка была образована на землях Ржищевского православного монастыря и принадлежала Ржищевскуму владению Вороничей. В 1792 г. в Чучинци было 47 усадеб.

Вероятно, современное название села Щучинка возникла в результате искажения древнего названия Чучинка. Будучи непонятным, по законам народной этимологии название было заменено созвучным и вместе с тем понятным словом «Щучинка» — от названия рыбы.

Село Балыки основан в конце XVI в. киевским войтом Иваном Балык (1592 — 1613 гг.) К началу XVIII в. принадлежало Ржищевскому православному монастырю.

Балыки и Щучинка входили в один приход. В 1900 г. в Щучинке было 152 двора, 791 житель, в Балыках — 116 дворов, 684 жителя.

Балыки до Октябрьской революции оставались собственностью помещиков Байковских, Щучинка — государственным селом. В обоих селах была одна православная церковь, одна церковноприходская школа, 4 кузницы, 13 ветряных мельниц, 2 крупорушки.

В 1913 г. в Щучинке и Балыки были отдельные сельские управы и старосты сел. Школа и церковь были общими.

После гражданской войны жизнь в селах стала налаживаться. Большую воспитательную и культурно-массовую работу среди населения проводили учителя Андрион Ефимович Проценко и Яков Михайлович Луневич.

В 1921 г. деревни были объединены в одну — Балыко-Щучинка.

Коллективизация в деревне началась в 1929 г.

В 1932-1933 гг. начался голод, во время которого погибло 297 жителей села.

Председателем колхоза перед Великой отечественной войной был И.П. Миненко, председателем сельсовета — С.И. Скомаровский. В то время в селе было 320 дворов.

В середине 1941 село заняли немецко-фашистские войска.

В конце 1943 г., во время боев за освобождение правого берега Днепра, Балыко-Щучинка входила в пределы Букринского плацдарма и была почти полностью разрушена шквальным огнем орудий и авиации. Жестокие бои шли больше двух месяцев. В этой битве погибло до 10000 советских воинов. Более 50 человек получили звание Героя Советского Союза.

Мемориальный комплекс «Букринский плацдарм» в селе Балыко-Щучинка

Мемориальный комплекс «Букринский плацдарм»10.05.2013

В 1961 г. Ульяницкий колхоз «Дружба» и Балыкощучинский «Завет Ильича» объединились в один — им. Петровского. Первым председателем этого колхоза был И.Я. Голубовский (1961-1964 гг.) В 1994 г. колхоз реформировано в СООО «Горизонт».

За добросовестный труд в разные времена орденами СССР были награждены комбайнер И.А. Саченко, доярки В. Найда и Т.А. Зуй, председатель колхоза Н.Н. Джулай.

В мае 1985 г. был открыт мемориальный комплекс «Букринский плацдарм», в который входит музейная экспозиция и скульптурно-мемориальный комплекс общей площадью 8,5 га, в фондах музея хранится более 6500 экспонатов.

В трех Братских могилах, расположенных на территории мемориала, захоронено 3179 советских воинов.

По состоянию на 2010 г. на территории села функционируют общеобразовательная школа I-II ступеней, детсад «Радуга», клуб, библиотека, музей-мемориальный комплекс «Букринский плацдарм», медицинская амбулатория, баня, отделение Сбербанка, 4 магазины, ФХ «Кислицына», развивается зеленый туризм, начато строительство подводного газопровода к селу.

Похилевич Л. И. Сказания о населенных местностях Киевской губернии 1864 г.

Чучинка село между местечками Ржищевом и Ходоровом в 10-ти верстах от того и другого при впадении в Днепр ручья Чучинки. Жителей обоего пола: христиан 522, евреев 3. В ХVII веке село это еще не существовало, что видно из дарственной записи 1649 года мая 2-го, коей Ржищевские владельцы Вороничи подтвердили Ржищевскому православному монастырю деревню Балики — давнюю его собственность; тогда на месте села стояла только монастырская мельница. Чучинка стала заселяться с начала прошлого века, когда владетели Ржищевские, отняв у монастыря деревню Балики, решились на землях ее образовать для римско-католического Ржищевского монастыря имения переводом крестьян из Балик, чтобы затруднить для монастыря ведение иска об отнятии у него собственности. В 1792 году в Чучинке уже находилось 47 усадеб, тогда как в Баликах оставалось только 32, а жителей считалось в обоих деревнях 275 муж. и 258 женского пола. Таким образом Чучинка, основанная на землях Ржищевского православного монастыря, в начале прошлого века стала принадлежать к Ржищевскому имению, коего владетели Вороничи, отступив от православия, уже впали в сети латинства и, основав в Ржищеве латинский тринигарский монастырь, подарили ему Чучинку и тем прекратили процесс православного монастыря домогавшегося о возвращении Баликов. В ведении Ржищевского тринитарского монастыря, Чучинка оставалась до 1833 года, когда вследствие распоряжения правительства недвижимые имения латинских монастырей поступили в казну. Близ села над Днепром добывается строительный и жерновый камень.

Из визит Каневского деканата за 1740, 1746 и 1792 годы видно, что первоначально в Чучинке построена церковь во имя святителя Николая в 1723 году из березового дерева. Первым священником при ней был Роман Мытурич, — это небольшая церковь по тесноте разобрана и на ее место в 1753 году построена настоящая*, ныне уже обветшавшая. По штатам она причислена к 7-му классу; земли имеет указную пропорцию.

Деревня Балыки, составляющая с Чучинкой один приход отделяется от нее только возвышенностью. Жителей в ней обоего пола: православных 240, латинян 6, евреев 6. Земли 951 десятина. Как сказано выше, деревня эта до начала прошедшего века принадлежала Ржищевскому православному монастырю. В настоящее же время составляет частное имение Мартына Романовича Машевского.

* Визита за 1792 год о священнике Чучинском того времени Григории Погольском, так изъясняет: «онъ посвященъ митрополитомъ св. памяти Смогоржевскимъ 1783 года въ приходь Межиричский Украинский. Но какъ приходь этотъ отступилъ отъ уніи: то Томашъ Сущинский, Суррогатъ Звенигородский, въ 1786 году, письменнымъ приказомъ, выданнымъ въ Кошеватой, назначилъ его на приходь въ село Чучинку. Священникъ этотъ ведешь себя постоянно примерно и набожно прилагаеть старание о душахъ, его водительству врученныхъ. Въ дни неделъные и праздничные отправляет святую литургію и прочія моленія, а потомъ учить своихъ прихожанъ молитвамъ и заповедямъ Господнимъ и преподаеть церковную науку изъ книги, Беседы называемой; къ исполненію заповедей Господнихъ побуждаеть нетолько поученіями, но и собственнымъ примеромъ; для услугъ духовныхъ спешитъ по первому требованію, хотя бы это было въ полночь; вымагательствь и здерства не делаеть; о благоустройства своей церкви прилежно старается. Вообще держит себя совершенно по пастырски. А чтобы добрые плоды оставить и на будущее время: то онъ каждой нидели и въ большіе праздники, по обедне, созываеть къ церкви детей своихъ прихожанъ и ихъ учить всему тому, что христіанину подъ страхомъ потери спасенія, нужно знать и верить; и это имъ объяснивъ, неумеющимъ не благословлялъ браковъ и недопущалъ быть восприемниками при крещении младенцевъ; от бабь-бранокь (акушерок), особливо въ приселке требовалъ, чтобы умели въ известныхъ случаяхъ прилично окрестить дитя, а неумеющихъ этого не допускалъ исполнять ремесла.

Вернуться к содержанию

Карты

Вернуться к содержанию

Комментариев (3)

  1. Прошу помощи в вопросе увековечивания памяти бойца Красной Армии . Сериков Митрофан Михайлович , 1911г.р. уроженец Воронежской обл. красноармеец 198 гвардейского стрелк. полка 68 Гвард. стрелк. дивизии . Согласно извещению родным ( от августа 1944г) погиб 11 октября 1943г. . В эти дни этот полк вёл бои в районе г. Ржищев , села Щученка и др. . По донесению боевых потерь 68 гв. стр дивизии (из архива ЦАМО) на ОБД»Мемориал» в течении октября месяца в этом полку погибло 152 бойца , которые похоронены в районе дер. Щучинка ( так указано в донесении 1943г) . Но на «Мемориале» нет информации по братским могилам Киевской области…. Хочется узнать — есть ли в современном селе Балыко-Щучинка братская могила советских воинов ? Есть ли на ней в мемориальных списках фамилия Серикова М.М. ? Если нет — как можно обратиться в Кагарлыкский военкомат для увековечивания его фамилии на братской могиле? Есть ли у военкомата электронный адрес , чтобы можно было прислать им это извещение по электронной почте ? Или лучше отправить копию по почте ? Куда и как вообще нужно обратиться , чтобы имя этого бойца было увековечено ? Спасибо.

    • Леся:

      добрый вечер! по поводу вашего вопроса, конечно если он еще не решен. Братская могила советских воинов есть. По поводу фамилии… я буду в данном селе через неделю-две и посмотрю

  2. Boleslaw:

    Добрый день,
    я нашёл здесь инфо о учителе Яков Михайлович Луневич.Мой вопрос к Вам:имеете какие нибудь информации об этом учителе,его семьи,место проживания итп.Напишите что нибудь больше.
    С уважением,
    Болеслав Луневич

Ваш комментарий