Ковшеватая

Административно-территориальное деление

Ковшеватая (укр. Ківшовата) — село, центр сельского совета Таращанского района Киевской области. В ХІХ столетии местечко Таращанского уезда Киевской губернии.

Ковшеватскому сельскому совету подчинено село Маковецкое.

Похилевич Л. И. Сказания о населенных местностях Киевской губернии

Кошевата - местечко. Основание этого местечка должно отнести по времени татарского владения, когда было в обыкновении давать татарские названия местностям (Слово кош — татарское, означает стан); но могила стоящая за местечком на поле, а также замковище относится еще более к отдаленной древности, потому что во времена нашествий татарских с могилы этой подавали жителям сигналы, в которую сторону спасаться. Между жителями также сохраняется предание, что местечко это основано козаками сечевыми, разбитыми в какой-то битве с польскими войсками, а потому скрывшимися в лесах, окружающих еще и ныне Кошевату. Недалеко, в 10-ти верстах, в воспоминание о запорожской сечи, часть из них основала на реке Роси Росевую сечь. В Кошеватой приметны валы, указывающие собою на место замка, который стоял с правой стороны речки Штаны, на самом значительном в этих местах возвышении. Замок был деревянный, окруженный двойным палисадом. В нем в конце 17 или в начале 18-го столетия был умерщвлен казаками прапрадед нынешнего владельца Иосифа Иосифовича Млодецкого. Вероятно тогда и самый замок был разрушен (Обоз, могил Фундуклея стран 55). Не долго козаки пользовались свободой запорожской. Польское правительство, по принятой в отношении к малороссиянам системе, вскоре после смерти знаменитого народного защитника Богдана, универсалом 1663 года, Кошевату с окрестностями подарило в ленную собственность Матфею Млодецкому. В универсале говорится, что до того времени Кошевата принадлежала к королевским имениям (доминам), коею владели польские вельможи: Стефан Млодецкии, Ян Островский и Грицько Чернышевич. После Матфея Млодецкого владели: в 1701 году Константин Млодецкий, в 1724 Антоний Млодецкий, подстолий Новогродскии, в 1738 Францишек Млодецкии, с 1774 по 1790 год Иосиф Млодецкии, подкоморий Владимирский, коего сын Иван Иосифович Млодецкий, бывший председателем Волынской уголовной палаты, умер в 1852 году. Он оставил два сына: Иосифа (лат. испов., род 1828 года) и Казимира (род 1836 года). По разделу Иосифу досталось Кошеватское имение и имения Волынской губернии (в Дубенском уезде местечко Варковичи с 13 селами и несколько сел в Луцком и Владимирском уездах), а Казимиру известный город Броды со многими селами в Галиции (две сестры их за графами Горайским и Политылло).
К имению Кошеватскому принадлежит 33147 десятин земли с превосходным дубовым лесом (5600 десятин), который, по силе привиллегии 1744 года, владелец ленного имения не должен истреблять, хотя пользоваться им на необходимые потребности имеет право. Ревизских душ приписано к имению 4267, кроме евреев, дворян, духовных и однодворцев, в следующих селах и деревнях:

Антоновке,Закутинцах,Сечи,Огавишовке,Кошеватой, Кошеватской Буде, Кисловке, Луке,Степке, Лукияновке, Березянке Великой, Крутых Горбах, Дубовке.

В самом местечке считается ныне жителей обоего пола: православных 2307, римских католиков 30, евреев 322. В 1790 году считалось 166 крестьянских дворов, а в них 1840 жителей обоего пола. Не смотря на то, что владелец живет большей частью в других своих имениях, весьма редко приезжая в Кошевату, в местечке находится обширный владельческий дворец Хозяйственные заведения весьма примечательны по богатству имения, по особому плодородию черноземной земли и по обширности и качеству здешних лесов. На одних Кошеватских полях собиралось в год в пользу владельца, барщиной ленных крестьян, до 10,000 коп пшеницы. В каменной огромной овчарне содержится несколько тысяч испанских овец.
Винокуренный и пивоваренный заводы и при них подвалы каменные — пропорциональны имению.
Римско-католический костел, не смотря на ничтожную цифру латынян в местечке, также весьма красивый каменный, построен в 1812 году дедом нынешнего владельца; жилища же при нем для латинского духовенства со службами также каменные, устроены отцом.
В местечке православных церквей с незапамятных времен две Преображенская и Богородичная. Обе деревянные, ветхие и клонятся к падению. Они близко одна от другой и строились в одно время. Постройка их шла очень медленно. Из визиты 1746 года Богуславского деканства видно, что обе они были заложены за несколько перед тем лет, первая 1729 года месским мельником, а другая в 1736 году тогдашним священником Вовкобруном и не могли быть окончены прежде 1750 года, хотя в то время без сомнения лесов было больше нежели ныне и народонаселение местечка было значительно. Причиной медленности тогдашнего построения обоих Кошеватских церквей указывает также визита 1746 года. Это наклонность тогдашних обоих Кошеватских священников Феодора Вовкобруна и Иоанна Федоровича к православию. Первый из них будучи посвящен в 1724 году Переяславским епископом, хотя для утверждения себя в должности приходского пречистенского священника, признал унию пред Афанасием Шепгицким, митрополитом унитским; но впоследствии совершал в церкви литургию и другие церковные обряды по православным, а не римским обычаям; второй хотя посвященный Иосифом Воловским, епископом унитским Луцким, сообразовался с желанием своих прихожан и примером старшего своего собрата и был медлен в исполнении новых установлений, унитским духовным начальством вводимых. Церкви были построены только по удалении из Кошеватой первого и по решительном принятии унии вторым. В визите за 1741 года Тегиевского деканата, в коем тогда состояли коптевские церкви, значится что к Богородичной церкви причислялись 50 дворов в Кошевате, 20 в Кисловке и 40 в Лукьяновке. К Преображенской: в Кошеватой 60, в Киривинцах (?) 16, в Березянке 40 и в Кошелях (?) 3.
По случаю ветхого состояния обеих православных Кошеватских церквей производится с 1850 года переписка духовного и светского начальств, имеющая целью убедить местную владельческую экономию приступить к приведению в устройство этих церквей по крайней мере такое, в каком находится здешний латинский костел. До сего времени убеждения еще не возымели ожидаемых последствий. По штатам сельских церквей, обе причислены к 5-му классу. Земли имеют по 36 десятин. По преданию в Кошеватой была и третья церковь в господском замке, домовая (каплица), в коей отправляли богослужение униаты и потом латины. На место ее построен костел.
К Богородичной Кошеватской церкви причислены две деревни — Кисловка и Буда-Кошеватска. Обе они почти вместе расположены при ручейке, текущем из Лукьяновки в Рось, в 3-х верстах от местечка. Жителей в первой 486, во второй 260. В 1790 году считалось: в Кисловке 24 двора, в Буде 39. В Буде находится возвышенный холм, на коем по преданию жителей находился некогда мужской базилянский монастырь, якобы состоявший под ведением Киево-Софийского монастыря или Киевского митрополита. На этом месте и ныне приметен большой заваленный погреб; в нем сокрыты по уверению жителей, монастырские сокровища. Есть также древний вал, оканчивающийся при селе Синице. Его насыпали, по преданию, татары, для защиты от запорожцев. Обоз, могил Фундуклея, стран 57.

Описание малороссийских городов, местечек и сел Белоцерковского полка с переписью жителей, приведенных к присяге на верность царю Алексею Михайловичу 1654 г.

Город Кофшеватая, на речке на Кофшеватовке. Около слобод поставлен стоячей острог, по острогу 2 ворота проезжие да калитка; да к острогу ж приделан другой город, а в нем проезжие ворота. А по острогу наряду: пищаль медная, ядром в 2 гривенки; 5 пищалей железных затинных, ядром в пол-гривенки; свинцу 10 пуд, зелья нет. В том же городе соборная церковь Преображение Господне.

Того ж города казаки: сотник Василей Сирченко. Атаман Ивашко Богданов. Хоружей Ондрюшка Мелентьев. Писарь Иван Игнатьев. Рядовые: (Следуют имена). Всего казаков 114 человек.

Того ж города мещане: войта Иван Култун. Буймистр Левка Щербатый. Буймистр Илюшка Кузбец. Рядовые: (Следуют имена). Всего мещан 369 человек.
Обоего кофшеватовских казаков и мещан приведено к вере 483 человека.

Ваш комментарий