Медвин

Административно-территориальное деление

Медвин (укр.Медвин) — село, центр сельского совета Богуславского района Киевской области. В ХІХ столетии местечко Каневского уезда Киевской губернии.

Медвинскому сельскому совету подчинено село Дибровка.

Список членов парафиального совета Успенской церкви с. Медвин1921 г.

Мацюця Онупрій Кузьмович, 1871 р.н.
Мацюця Митро Герасимович, 1887 р.н.
Стрільченко Антін Кондратович, 1873 р.н.
Смоляр Дмитро Григорович, 1887 р.н.
Заваденко Євгеній Іванович, 1888 р.н.
Замрій Петро Гордіїв, 1876 р. н.
Замрій Федот Фокович, 1886 р.н.
Янковський Кирило Іванович, 1878 р.н.
Дубина Антін Гродіїв, 1877 р.н.

Похилевич Л. И. Сказания о населенных местностях Киевской губернии 1864 г.

Медвин, местечко при почтовой дороге из Богуславля (17 верст) в Лысянку (16 верст), в лесистой и плодороднейшей части уезда. Жителей обоего пола: православных 5258, римских католиков 18, евреев 608. В 1741 году было только 120 дворов населенных крестьянами; евреев совсем не было в местечке; в 1790 голу считалось душ 2529 в 343 домах. Местечко расположено на 12-ти небольших ярах и долине находящейся в центре их, покрытых отличными садами и огородами. Из каждого почти яра вытекает по небольшому ручейку, которые соединившись в один, составляют два порядочных пруда и вершину речки Хоробры. О первоначальной судьбе местечка неизвестно. Местные археологи повествуют впрочем следующее: «Пиры Владимира великого, на коих вместе с вельможами угощаемы были нищие и калеки, происходили не только в Киеве, но и в других городах. В пригородах Киевских князь держал запасы напитков, так называемые медуши, медохранилища, и одно из них в этом месте. Предание говорит, что в скорости, первоначальный город, имевший каменные постройки, остатки коих приметны на возвышенностях к югу и северу от Медвина простирающихся, потерпел страшное разорение от Татар, которые истребили огнем и мечем все, что могло быть истреблено; что сто лет по опустошении Медвин оставался самгородом, то есть городом без жителей; что проходившие мимо его ночью слышали вой и рыдания и непременно блуждали по лугам, водимые злою силою; что затем, к вящшему несчастию рода человеческого, наступил мор людей; что долго никто не решался заглянуть в самгород, заросший дремучим леесом, пока колдунья Кясянка не «оборала» самгорода петухами и не прогнала из него все злое; что люди, возвратившись в самгород, нашли тайный погреб, наполненный медом и вином еще от времен Владимира великого и что вся собравшаяся громада, потерявши рассудок от опьянения, разбила сосуды с напитками, наполнившими ручей до такой степени, что желающие почерпали мед и вино в смешении, прямо из ручья ведрами». Но это мифологическая история Медвина. Данные, более достоверные заключаются в том, что Медвин в начале XVI века считался пригородом Богуславля и от последнего города зависел в хозяйственных своих делах. Есть благодарственный адрес Богуславского Приказа, в 1520 году, данный Медвинскому купцу Ярошину за похвальное управление делами пригорода. Из тяжбы, которую в конце прошлого века вели Медвинские жители, чрез своих уполномоченных: Туранского, Томашевского и Левитского с назначенными им владельцами, обнаруживается, что Медвин еще в ХУІІ веке считался вольным городом, пользовался на дедичном праве своими землями, избирал для себя старость и судей; что значилось и в королевских привиллегиях 1620 и 1655 годов. В жалобах Медвинскими поверенными, в 1792 году в Варшаве, в главный королевский и речи посполитой трибунал занесенных, выражено, что после того, как отнято у жителей право выбирать себе старост, назначенные от короля старосты начали притеснять жителей податями и работами, городские земли стали называть своими, отняли в свою пользу питейные откупа, заставляли вольных жителей сторожить у дворов старостинских и питейных, или собирали на это деньги, требовали мещан в услугу дворовую, силой забирали продукты и птицу и отягощали накладами разного рода. Почему Медвинцы просили восстановить городское внутреннее присутствие, возвратить земли городу, люстрации 1765 и 1789 годов уничтожить, питейный откуп отдать городу, присудить с вельможных старост убытки. Хотя вследствие этого прошения вызван был к суду в Варшаву староста Богуславский и Медвинский, Ржевусский, но суд не состоялся по скорому прекращению Польши. При русском правительстве жители не возобновляли тяжбы, так как по присоединении края, оно немедленно утвердило все вотчинные пожалования бывших польских властей и было строже в утверждении помещичьей власти самой республики польской, как показали тяжбы Ставищан и Ботуславян. Самые бумаги, к этому делу относящиеся и хранившиеся долгое время в церкви, как исторические памятники, истребованы в 1859 году местными властями для уничтожения: В последние года Медвинцы, уже по прекращении крепостного права, опять имели столкновение за так называемые займища, или места среди полей и лесов, на которых жителями разведены собственными трудами сады и пасеки и которые экономия хотела обложить особыми юзвышенными повинностями или вытеснить из них крестьян. Но, к счастью, против притязаний этих жители нашли защиту в главном губернском начальстве; а по силе выкупной сделки 1863 года, они приобрели, при содействии правительства, в собственность 1083 десятины усадебной и 2569 десятин полевой земли за 218920 рублей совокупно с дополнительным платежом, который управляющие имениями владельца не захотели пожертвовать обедневшим крестьянам, и тем положен предел дальнейшим недоразумениям. В местечке торги бывают по Воскресеньям, чрез каждые две недели, с продажей скота и обыкновенных съестных продуктов. Из окрестных урочищ памятны: а) раскопанная могила Саур, близ дороги в Красногородку, в полутора верстах от местечка, а на север от нее Черкес-долина. б)Тистов яр, к северу, в 2-х верстах от местечка, с коим соединено предание тоже о сражении; в) Юшков лес, Гопчинное поле, Святая и Волчья гора.

Две церкви деревянные: Николаевская и Успенская отнесены по штатам первая к 3-му, а вторая к 4-му классу; земли принадлежит Николаевской 36, а Успенской 58 десятин. Нынешняя Успенская церковь с пределом во имя великомученицы Варвары построена в 1859 — 60 годах старанием священника Прокофия Богорского. О прежней в визитах за 1741 и 1746 годы Богуславского деканата читаем, что «построена 1707 года, что в то время при ней был священником Даниил Синькевич, посвященный епископом Переяславским Арсением Верлом, но утвержденный по презенте князя Юрия Любомирского, старосты Богуславского, в 1738 году митрополитом Шептицким, после предварительного принятия унии с папами». Известно впрочем, что несмотря на принятие священниками унии, большинство прихожан Медвинских держалось постоянно благочестия и за исполнением треб обращалось в монастыри и церкви, остававшиеся в православии Церковь эта, сгоревшая в 1789 году, стояла близ Николаевской. На нынешнее возвышенное место среди прихода перенесена в 1797-1800 годах. Иконостас нынешней Успенской церкви сделан еще в 1758 году, как значится в надписи под иконой Спасителя, и спасен из сгоревшей церкви. О Николаевской церкви в помянутых визитах говорится также, как о давно существующей, с отнесением построения ее к 1726 году. Священник Павел Василевич, при ней служивший в начале минувшего столетия, был также посвящения православного. Вокруг церкви приметны остатки валов. В давнее время, по народному преданию, кроме поименованных двух церквей, в местечке, которое и ныне простирается на 7 верст длины, были еще следующие церкви Спасская, место которой указывает старый дубовый крест, на юг от Николаевской церкви в 40 саженях; Георгиевская на юг от Спасской, саженях в 30-ти, где теперь кирпичный завод Всесвятская на святой горе, в южной части местечка; цеховая шевская церковь близ вышеупомянутой, где шевцы имели свои дома и лавки; еще одна церковь, неизвестно во имя какого праздника, находилась на предместье, близ святой горы. Обе последние церкви были вне замка. Приметно по остаткам кирпичей, битого стекла и черепья, что жилища Медвинские простирались в древнее время, гораздо далее нынешних пределов.

В приходе Медвинской Николаевской церкви состоит деревня Митяевка. Она лежит при речке Боярке, в 5-ти верстах на юго-запад от Медвина. В деревне этой в 1790 году считалось 711 душ населения, а ныне 811.

1 комментарий

  1. http://surnameindex.info/news/:

    http://surnameindex.info/info/kiev/kanev/medvin/index.html

    Медвин, Медвинская волость, Каневский уезд
    Медвин, Богуславский район, Киевская область
    Медвин, Богуславський район, Київська область

    Николаевская церковь
    1802-1819 — священник Антон Федорович Якубович
    1819 — священник Иван Павлович Шмигельский (Шмигелский), диакон Георгий Павлович Шмигельский, дьячок Моисей Иванович Соболь, пономарь Тарас Павлович Шмигельский

    Успенская церковь
    1819 — священник Григорий Кириллович Петрешевский, диакон Захар Яковлевич Матевич, дьячок Максим Федорович Грушецкий, пономарь Петр Данилович Тарасевич

    Некоторые фамилии жителей с. Медвин (Успенская церковь, 1819):
    Байда
    Безкровный
    Берестовый
    Борятовый
    Буц
    Ваник
    Василенко
    Вербовый
    Гайдаенко
    Галик
    Галушка
    Гогуля
    Гомоненко
    Грибенко
    Григор
    Гриневич
    Грушецкий
    Даценко
    Дубенко
    Дубина
    Жуган, Жуганенко
    Заденский
    Замрей
    Зубко, Зубченко
    Исаенко
    Калениченко, Калиниченко
    Кантук
    Капличенко
    Кобиленко
    Кондратенко
    Конюх
    Коротенко
    Косяк
    Кочерга
    Кралюк
    Кремень
    Кучер, Кучеренко
    Лайтана
    Листопад, Листопаденко
    Лукьяненко
    Луценко
    Малей
    Матевич
    Мацюця
    Метелка
    Мизенко
    Митяй, Митяенко
    Москаль
    Омеляненко
    Опанасенко
    Педкуленко
    Пелененко
    Пеленюк
    Петрешевский
    Плаксун
    Разеховский
    Робак, Робаченко
    Савченко
    Салата, Салатенко
    Свирский
    Середа, Середенко
    Скриник
    Сорапуха
    Степанец
    Страдецкий
    Ступка
    Сызык
    Тарасевич
    Товстенко
    Тупака, Тупаченко
    Ухань
    Холод
    Цюренко
    Червенский
    Шведун
    Швец
    Шостак
    Щербина

Ваш комментарий