Меню Закрыть меню Историко-генеалогическая
база данных Украины

Великая Мотовиловка

Административно-территориальное деление

Великая Мотовиловка (укр. Велика Мотовилівка) — село, подчинено Червономотовиловскому сельскому совету Фастовского района Киевской области.  В ХІХ столетии село Васильковского уезда Киевской губернии.

Похилевич Л. И. Сказания о населенных местностях Киевской губернии

Мотовиловка, село по обеим сторонам реки Стугны, выше Василькова в 14-ти верстах, разделяется на две части, из коих расположенная на правой стороне, называемая Великой, принадлежит помещику Эдуарду Руликовскому. Здесь он имеет очень хороший каменный в два этажа дом; земли числится в имении, состоящим из части села Мотовиловки и деревни Еленовки 3647 десятин. Жителей в ней обоего пола: православных 1116, евреев 220. Другая часть тянется понад Стугной с левой или северной стороны и называется Казенной Мотовиловкой. Жителей в ней обоего пола православных 1782. Западная оконечность помещичьей или Великой Мотовиловки, отделяемая полем в 2 версты, называется Мотовиловской слободой и составляет отдельное имение, недавно принадлежавшее Фелициану Хоецкому, а ныне полковнику Богушу. Жителей в ней обоего пола 540; земли 1072 десятины.
Предание народное говорит, что Мотовиловка в давние времена была местом или городом под названием Мина обитаемом греками, в коем греческих домов было более 600. В городе был укрепленный замок и церковь, которое место народное предание назначает там, где теперь дом помещика Руликовского и где найдено множество гробов и металлических крестов, какие обыкновенно носят греческие священники Валы и рвы, которые окружали это давнее замчиско, по большой части и до ныне существуют. Владетель части Мотовиловки занял эти остатки старины в свой сад, чтобы предохранить их от уничтожения*. Во времена набегов Печенегов или Половцев, по народному преданию, Татар, город этот подвергся совершенному уничтожению и назывался Пустыми Городищами. Затем Пустые Городища начали заселяться и приняли название Гуляник. В дарственной грамоте князя Юрия Андреевича (Китая) 1159 года, коею Васильков пожалован Печерской Лавре, упоминается о Гуляниках, с которых назначена десятина на монастырь от всех пашен. В первой половине XV века Александр (Олелько) Владимирович, князь Киевский подарил Гуляники князю Михаилу Ивановичу зе Сквира Рожиновскому. Сын этого Михаила Яцко, нуждаясь в деньгах, одолжил у земянина Киевского Пашковича 30 коп грошей литовских и заставил за этот долг имение свое Гуляники. Этот Пашкович умер безпотомно. Поступило ли имение, по его смерти в чьи-либо руки, мы не знаем. Известно только, что во время Александра, князя Литовского, Гуляники были уже во владении Филиппа Ивашкевича, предоставленные ему королевской властью за заслуги. По смерти Ивашкевича, Жигмунг 1-й в 1528 году подтвердил вдове его и детям Феодору и Анне пожалование князем Александром сделанное, и сверх того, во внимание к его заслугам, присовокупил для них и другие некоторые имущества в воеводстве Киевском. Феодор Филиппович умер бездетным и Гуляники достались, по праву наследства, его сестре Анне, которая вышла замуж за Франца Кашеровича Радзиминского, подкомория Полоцкого и полковника королевских войск. Но имение недолго было во владение Радзиминских. Во время одного из нашествий Татар, Гуляники совершенно опустошены, а владельцы сполячившиеся бежали в глубину Литвы…. В 1560 году князь Константин Острожский, воевода Киевский, дарит это имение Ивану Мотовиловцу, как собственность государственную. От этого Мотовиловца Гуляники переименованы Мотовиловкой. Неизвестна участь как этого нового обладателя Мотовиловки, так и его наследников. Кажется вина их удаления от владения имением та, что они были православные и Россияне подобно князю Острожскому, наделившему их имением. Почему, по принятой польским правительством системе, король Жигмунд ІІІ-й в 1595 году дарит Мотовиловку Яну Аксаку, Киевскому земскому судье, на праве ленном, с силой кадука; а затем, удовлетворяя просьбу отца, тот же король предоставляет имение сыну его Стефану Аксаку, привиллегией данной в Варшаве 1623 года. Между тем Михаил Радзиминский, сын Франца, чудесно спасшийся в детстве от Татар, достигши совершеннолетия, начал иск с Яном Аксаком, домогаясь имения. Дело это шло сначала в Киевском гродском суде; истец утверждал, что Ян Аксак овладел имением его собственным дедичным названным Гуляниками и в нем уже осадил несколько сот людей, пользуется доходами с пасек и стрелянья дичи, а также рыбных ловель, устроил ставы и млыны, каждый год получает дохода с имения более нежели 300 коп грошей литовских. Впрочем не один Радзиминский называл себя дедичем этих добр. К ним также объявил претензию Юрий Рожновский, называвший себя потомком зе Сквира-Половцев Рожновских, давних владетелей Гуляник. Процесс этот судом гродским Киевским, по апелляции, был перенесен в трибунал Любельский. Но скоро один по другом окончили жизнь и Ян Аксак и Михаил Радзиминский и Юрий Рожновский. Трибунал приказал разобрать и решить претензии всех сторон в годичный срок особой комиссии вольного коронного сейма, которая 1625 года и присудила Гуляники Яну Радзиминскому, сыну покойного Михаила. Право ленное, изданное Стефану Аксаку уничтожено, а претензии наследников Рожновского признаны за неосновательные. Того же еще года Ян Радзиминский продал Гуляники братьям Стефану и Михаилу Аксакам, за сумму 50000 злотых Польских, считая каждый злотый по 30 грошей. Причем в продажном акте было выговорено, что продается все: «с людьми подданными мещанами въ местечку живущими, также на хуторахъ; на селахъ бывшими данниками, и на какихъ бы то нибыло повинностяхъ, поселившимися зъ чиншами, зе вшисткими ихь податками и повинностями, зе ставами, млынами и ихь вымелками, сь борами, лесами, сь дубровами, полями, сеножатями, реками, с гонами бобровыми (теперь и слуху о бобрах в тех местах нет, леса и дубровы также почти истреблены), озерами, сь ловами птичьими и рыбьими. Огулемь зе вшисткими пожитками». В последствии времени один Стефан Аксак, судья земский Киевский сделался дедичем Гуляник, по силе сделки 1630 года с братом своим Михаилом. Таким образом имение это непрерывно оставалось во владении его дома до 1729 года, в котором, по смерти Иосифа Аксака, Мотовиловка с окрестными селами досталась в наследство родной сестре его Терезе Курдвановской, а впоследствии сделалось собственностью ее потомков: Курдвановских, Куропатницких, Метельских и Руликовских. В 1749 году Иосиф Руликовский, подчаший Белзкий сплатил почти всем совладельцам Мотовиловского имения исключая двух небольших частей Метельского и Скринецкого, которые части свои продали уже сыну Иосифа Игнатию Руликовскому. Сын Игнатия Эдуард нынешний владелец половины Мотовиловки, по правую сторону Стугны лежащей, известен описанием уезда Васильковского, составленным на Польском наречии (Опис повяту Васъшьковскиего скреслил Эдвард Руликовский Варшава. 1853 року), из которого мы заимствовали большей частью сведения о прежней судьбе Мотовиловки и некоторых других сел.
Мотовиловка от давнейших времен называлась всегда Местом (городом). В 1686 году, когда Киев с округом по реку Стугну отошел к России, половина этого места, лежащая на левой стороне Стугны, присоединена к России, тогда как правая сторона отошла к Польше. Часть оставшаяся на левой стороне или Русская, в 1720 году гетманом Скоропадским подтверждена за Киево-Братским монастырем, за которым и считались до отобрания мотастырских имений в казну. Другая половина Мотовиловки оставлена Польским правительством в роде Аксаков. Впрочем знаменитый Палий, овладевши Белой Церковью и Хвастовым и не признавая пожалований, сделанных Польским правительством обязательными для Малороссийского народа, подобно тому, как Польское не признавало пожалований Русских, изгнал было из Мотовиловки и Польской Аксаков и содержал здесь гарнизоном отрад Козаков. В последние годы существования Польши в пограничном Мотовиловском замке помещались пограничные суды для решения обоюдных споров подданных Русских и Польских**.
О церквах мотовиловских:
В Мотовиловке две православные церкви в казенной части села, Покровская, 4-го класса, а в помещичьей Богородичная, причисленная к 3-му классу; та и другая деревянные, имеют по указной пропорции земли. На место совершенно обветшавшей Покровской церкви предположено было построить каменную церковь, которая и заложена еще в 1839 году и построена была в черне на счет казны, но по непрочности произведенных работ она обрушилась. Ныне строится палатой государственных имуществ на место ее деревянная в меньших размерах на счет прихожан, а о причинах непрочной постройки тянется переписка. Церковь Богородичная очень давняя потому, что еще в визите 1746 года Фасговского деканата (См в актах Радомысльской Консистории), она описывается: при чем сказано, что она «деревянная сь тремя куполами. Колокольня при ней пристойна, имевшая 5-ть колоколовъ; погост огороженъ дубовыми палями»; при ней тогда был священником Василий Самолевский, посвященный заграницей, то есть в России, и утвержденный при церкви по ходатайству тогдашнего владельца Францишка Мегельского, мечника Киевского. Кроме Мотовиловских жителей помещичьего владения в приходе ее состоят деревня Еленовка с 1637 душами обоего пола, в 4-х верстах отстоящая и слобода Мотовиловская, о коей сказано выше.
Хотя в Мотовиловке вовсе нет лиц исповедующих латинскую веру кроме владельца и служащих в его экономии нескольких человек (всего 27 о. п.); однако еще в 1800 году вскоре по обращении унитских церквей к православию, построен владельцами каменный латинский костел. Служащий в нем ксендз пользуется достаточным содержанием, как от владельцев, так и от казны.
Дополнение: Еленовка. По выкупн. догов. 1863г. общее, приоб. 924 дес. за 37840 р. Принадлежит Эдмунду Осиповичу Руликовскому по раздельному акту 1839 г.

* Кроме городка в самом селении к древностям Мотовиловки следует отнести еще следующие городки:
а) Ханыков городок, довольно обширный и обведенный валом. Находится в лесу над болотом.
б) Другой городок в поле, фигурою и величиною сходный с первым.
в) Скаковка в лесу, подобной же величины.
г) Слободка.
д) Хмурин.
е) Лагерь на поле.      
ж) Лагерь в лесу. 
Последние четыре одинаковой величины и обнесены довольно высоким валом.
Близ Мотовиловки, на лугах Стугны, найдено, около 1840 года, в небольшой могиле несколько человеческих голов без прочих костей. Археологи видят в этом доказательство, что в отдаленной древности жили в этих окрестностях Антропофагы (людоеды) — Меланхлены (Черноплащники или Черносвитники), пожиравшие, по сказанию Стрибона, тела умерших и погребавшие с почтением только головы.

** Приводим здесь один пункт инструкции данной послам воеводства Киевского, отправлявшимся в Варшаву на сейм и касавшийся судов Мотовиловских: «Поневаж суды пограничне воеводства Кіевскіего з панством Россійским, на границе в Мотовиловце, цорочне през В. В. Михала Тріпольскіего и Максимиліана Потоцкіего-Сендзіов пограничных з немалым коштом для защиты народу и азардем здровіа одправуа сіє, а циж В. В. Сендзюве платы цорочней, правом означоней, ораз уродзоный Березовский, Регент пограничный также належитости, конституціа 1768 року означоной през лет кильканасціе не отбираіа, пре то Я. О. послове станов сеймовых допрашаться бенда о не звлочне з комор украинских належиносци выплачете, и абы в часть дальшемъ з тых же комор для В. В. Сендзиівь и уродзонего реента пограничных плата цорочніе и отдавана была».

Ваш комментарий