Меню Закрити меню Історико-генеалогічна
база даних України

Белз

Административно-территориальное деление

Белз (укр. Белз) — город, центр городского совета Сокальского района Львовской области.

Город относится к историко-этнографическому региону Галиция (Галичина).

Большая Советская Энциклопедия 1969 – 1978 гг.

Белз, город в Сокальском районе Львовской области УССР, на р. Солокия (приток Буга). Железнодорожная станция на линии Червоноград — Рава-Русская. 3 тыс. жителей (1968). Маслодельный завод, хлебокомбинат. Впервые упоминается в летописи под 1030.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона 1890 – 1907 гг.

Белзгород в Сокальском округе в Галиции на речке Жолокии, притоке З. Буга, расположенный на расстоянии 3 миль на З от Сокаля, в низменной и в высшей степени плодородной местности. Город насчитывает 3500 жителей, в том числе рим.-католиков 800, гр.-кафоликов 910 и евреев 1784; в нем находятся: уездный суд, нотариус, почтовое отделение, р.-катол. и гр.-каф. приходские церкви, 8-классное мужское училище и женская школа, во главе которой стоят монахини фелицианского ордена. Жители — крестьяне, занимающиеся преимущественно земледелием, евреи же — торговлей сырыми продуктами; торговля не особенно оживлена вследствие отдаленности этого города от железных и шоссейных дорог. Находящаяся здесь р.-кат. церковь основана в 1394 г. князем Земовитом, гр.-каф. же церковь, принадлежавшая раньше белзскому конвенту, была пожалована императором Иосифом II греко-каф. жит. этого города и возобновлена в 1861 г. Уже в начале XI века Б. был столицей удельного русского княжества — см. Белзское княжество.

Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона 1906 – 1913 гг.

Белз — город в Сокальском округе в Галиции, прежде столица удельного русского княжества, потом главный город Белзского воеводства (см.). После опустошения города татарами в 1502 г. Сигизмунд I возобновил привилегии Белза, по ходатайству ο том магистрата. Желая увеличить городской бюджет, тот же король несколько лет спустя разрешил магистрату предоставить местным жителям или чужим право винокурения при уплате особого налога. Евреи, по-видимому, стали приобретать это право. В 1517 г. состоялось важное решение короля Сигизмунда по жалобе мещан Б. на то, что к их ущербу евреи производят ежедневно на рынке торговлю всякого рода товарами; евреи документально доказали королю, что они издревле пользовались этим правом торговли наравне с нееврейскими жителями; он, ссылаясь на ранее установленное и занесенное в книги городских привилегий соглашение, предоставил евреям всякую торговлю на рынке (за исключением овса, рыбы, мяса и иных съестных припасов, не употребляемых евреями на основании их закона, продажа коих разрешалась лишь в еврейских домах или же около синагоги). Однако вместе с тем, король установил для евреев ежегодный сбор на работы по укреплению города, в размере двух польских марок, пока работы не будут закончены. Тогда же король предписал городским властям и должностным лицам Б. строго придерживаться этого распоряжения. В 1557 году, по жалобе мещан на то, что евреи-шинкари уменьшают своей торговлей заработок прочих шинкарей, король Сигизмунд-Август запретил евреям, под страхом денежного штрафа, заниматься питейной торговлей, предоставив ее исключительно христианам. — По люстрации 1616 года числилось 29 еврейских домов, которые должны были вносить ежегодно 30 камней сала, полкамня перца, 10 яловиц по 24 гроши каждая и 30 баранов по 5 грошей каждый (на укрепление города). Замок и город Б. были разрушены во время шведских войн. Люстрация 1667 г., ничего не упоминая ο замке, сообщает, что в городе осталось всего 27 мещан. Желая спасти город от полной гибели, магистрат заключил 27 мая 1665 года с «неверной синагогой» следующее соглашение, подтвержденное королем 26 апреля 1666 г.: евреям предоставляется пользоваться всеми правами, вольностями и доходами города (prowenty), нанимать и покупать дома как на рынке, так и на улицах города, и строить дома на пустых площадях, с условием, чтобы евреи участвовали в уплате всех государственных и городских налогов и чтобы они не признавали другого суда (forum) в делах относительно податей, кроме суда городского; судебные дела евреев между собой разбираются так назыв. «еврейским судом» (вероятно, воеводским или подвоеводским судом); евреи обязаны своевременно вносить налог за право винокурения и не должны перебивать христиан на ярмарках при совершении торговых дел. В конце соглашения еще раз подчеркивается, что в отношении податей евреи подчиняются городскому управлению; вершение судебных дел предоставлялось, по-видимому, воеводам. В 1765 году, по официальным данным, в городе Б. и соседних с ним деревнях проживало 716 евреев. В конце 19 в. насчитывалось всего 3500 жителей, из них евреев около 1800. Евреи занимаются торговлей сырыми продуктами. Сильно распространен здесь хасидизм; Б. имеет своего «цадика». — Ср.: Русско-евр. архив, III, № 93; Baliński-Lipiński, Starożytna Polska, 2-е изд., IIIа, 334—39 (ценная статья с выдержками из неопубликованных документов); Liczba głów żydowskich w koronie starey wroku 1765; Archiw. kom. hist., VIII, 401; Słownik geograficzny, т. Ι; Энц. слов. Брокгауза-Ефрона.

Ваш комментарий