Меню Закрыть меню Историко-генеалогическая
база данных Украины

Самбор

Административно-территориальное деление

Самбор (укр. Самбір) — город областного подчинения Львовской области.

Город относится к историко-этнографическому региону Галиция (Галичина).

Большая Советская Энциклопедия 1969 — 1978 гг.

Самбор — город областного подчинения в Львовской области УССР. Расположен на р. Днестр. Узел железных (линии на Львов, Ужгород, Трускавец) и шоссейных дорог. 31,8 тыс. жителей (1975). Мебельный комбинат, заводы: сахарный, сыродельный, ремонтный, ремонтно-строительный и дорожных машин; филиал Львовского завода электроизмерительных приборов, завод радиодеталей; швейная фабрика. Предприятия по обслуживанию ж.-д. транспорта. Техникум механизации учёта, педагогическое, медицинское, культурно-просветительные училища. Основан в 13 в.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона 1890 — 1907 гг.

Самбор (Sambor) — гор. в австр. провинции Галиции, на левом берегу Днестра. 14324 жит., преимущественно поляков (евреев 4080); гимназия и учительская семинария; монастырь бернардинов. Пивоваренный завод, мельницы, производство растительного масла; значительная торговля льном, коноплей и скотом. Близ С. соляные и нефтяные источники.

Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона 1906 — 1913 гг.

Самбор (Nowy Sambor) — окружный город в Галиции. В эпоху Речи Посполитой евреи долгое время не могли селиться в С. в силу запрещения, изданного в 1542 г. Сигизмундом Старым. Королева Бона также запретила евреям проживать в С. (1551), но они все-таки селились в предместье Блихе, откуда отправлялись в город на торги. В середине 17 в. отношения мещан к евреям особенно обострились; ссылаясь на новый декрет Яна-Казимира, они не впускали евреев в город и ходатайствовали ο полном их изгнании из Блиха. Кагал занял тогда 8000 зл. с тем, чтобы заручиться протекциями. Поручителем при займе явился пшемысльский кагал, прикагалком которого был С. Когда по истечении двух лет кагал С. оказался не в состоянии платить проценты, кредиторы обратились к пшемысльскому кагалу. На заседании коронного ваада в Ярославе (13 октября 1682 г.) состоялось соглашение, по которому пшемысльский кагал взял на себя весь долг, самборский же кагал обязался ежегодно вносить в его пользу 240 зл.: 120 наличными, a остальные 120 зл. должны взыскиваться пшемысльскими евреями с купцов, посещавших ярмарки в С. Взимание этого сбора в Самборе пшемысльским кагалом послужило, однако, поводом к длительному процессу. В начале 18 столетия улучшились условия жизни самборских евреев. В 1735 г. король Август II выдал им привилегию на жительство следующего содержания: «Король дарует им свободу торговли, подтверждает, что они с давних времен имеют свою синагогу и свое кладбище и принимает сие к сведению. Разрешает им устройство мясной лавки с тем, чтобы один резник продавал мясо. Подлежат же они замковой юрисдикции, так как проживают на территории замка». Привилегия эта была подтверждена Августом III в 1740 г. В 1763 г. было позволено «выстроить новую, более пригодную для богослужения синагогу». Вскоре была выстроена прекрасная синагога (см. иллюстрацию), существующая поныне Самборская община постоянно увеличивалась и в 1764 г. насчитывала 513 душ. В настоящее время евреи играют в С. большую роль, составляют большинство в городской думе. Бургомистром состоит еврей, д-р Штейерман. В С. имеется единственное в Галиции еврейское коммерческое училище, пользующееся правами правительственных учебных заведений. Кроме того, имеется больница, интернат для евреев-гимназистов (в местной гимназии в 1910 г. было 150 учащихся евреев) и др. учреждения. При общем населении в 17 тысяч С. насчитывал в 1900 г. 4900 евреев. Весь округ насчитывал 8052 еврея. — Ср.: M. Bersohn, Dyplomataryusz; Akta grodzkie przemyskie, т. 627 стр. 129—139; Архив Львовск. наместничества, фасцикул 11—1.

 

Ваш комментарий