Меню Закрити меню Історико-генеалогічна
база даних України

Михайловка

Административно-территориальное деление

Михайловка (укр. Михайлівка) — село, подчинено Жеребковскому сельскому совету Ананьевского района Одесской области.

Карты

1 комментарий

  1. Валентин Олейников:

    «МОЕ СЕЛО – МОЯ ИСТОРИЯ»

    29 декабря 1791 (9 января 1792) года заключён Ясский мирный договор, положивший конец русско-турецкой войне 1787—1792 гг. Договор закрепил за Россией всё Северное Причерноморье. К ней отошли земли между Южным Бугом и Днестром. Сразу после этого царское правительство начало активно колонизировать новые территории, которые до этого заселялись стихийно.
    Что касается размещения поселков по отношению к физическим условиям местности, то поселения крупные распо¬лагаются преимущественно по рекам и балкам (реки Тилигул и Кодыма в то время были судоходными)., а мелкие хутора разбросаны по степи, иногда на расстоянии нескольких верст от источника воды, годной для питья.
    Появилось много поселений, в том числе, и на месте нынешнего Ананьевского района. Как правило, эти поселки размещались в долинах рек.
    Обилие свободных земель определило крупные размеры помещичьего землепользования, а затем и землевладения. Царское правительство раздавало русским и украинским помещикам, чиновникам и офицерам огромные земельные площади. Только на протяжении первых 10-15 лет после присоединения Степной Украины Екатерина II раздала здесь помещикам более 4,5 млн. десятин земли. Раздача земли помещикам происходила и в начале XIX века.
    Так появились здесь землевладельцы, среди которых оказался помещик Чульский имевший тысячи десятин.
    Село Чульское, получившее название от фамилии землевладельца было образовано в 1823 году в балке Гертии, возле обширного ручья, протекавшего между холмами, протянувшимися в длину около 2,5 км. Завершалась балка обрывистым холмом, который в народе старожилы называли Стратийка от украинского слова «страчуваты» (убивать),там якобы в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) фашисты расстреляли несколько десятков евреев. . По другой версии ( ее рассказала жительница села Олейник Мария Семеновна) название Стратийка произошло от трагического случая, но иного содержания. По ее словам в определенные дни из Ананьева (в дореволюционное время в 19 в. ) через Майнову в Михайловку с крамом* проезжал торговец (по национальности еврей ). На определенное время он останавливался в деревне для торговли. Поскольку это было постоянно, то жители и торговец имели достаточно дружеские и доверительные отношения. Часто товары отпускались в долг под слово покупателя. Многие семьи к зиме не могли заработать необходимую сумму для покупки обуви, одежды или чего-то другого необходимого в хозяйстве. Для них такие доверительные отношения были находкой. За все время никогда ни с какой стороны обмана не было. Если была нужда, крамарю всегда предоставлялся кров в плохую погоду или по другим причинам.
    В один из дней торговец с сопровождавшими его людьми пропали. Нашли их повешенными на вековых деревьях

    Картины Ананьевского худ. Столицы Евгения Ивановича, ученика Куинджи А.И.
    холма. Говорили, что пострадавший торговец мог быть родственником еврейской семьи, которая строила брусчатую дорогу из Ананьева в Жеребково.
    Люди села были очень. огорчены этим событием,- якобы по украденным вещам полиция задержала преступников,- ими оказались жители Валигоцелово, Первоначальное название села — Валя Хоцулуй (с румынского — Долина вора). (ныне Долинское). Это село было основано во второй половине XVIII века выходцами из Молдавии, бежавшими от турецкого гнёта. Потом все это забылось, а название холма осталось.
    Основными жителями села были беглые крепостные крестьяне с Киевщины, а также из России и боярской Молдавии. Таким образом, с целью быстрейшего заселения южных земель, в т. ч. и территории Ананьевского уезда, правительство вынуждено было некоторое время занимать в отношении беглых крепостных крестьян двойственную позицию. С одной стороны, оно старалось удовлетворить помещиков, желавших разыскать и вернуть своих беглых крепостных, а с другой — не препятствовало тем, кому все-таки удавалось бежать, селиться на южных землях, где они становились юридически свободными. Беглые крестьяне, возвращавшиеся из-за границы освобождались от крепостной зависимости, получали землю и ряд других льгот.
    Помещичьи села были заселены в основном не крепостными, а «помещичьими подданными». Процент крепостных крестьян к общему количеству поселенцев был невелик. Это открывало еще до крестьянской реформы 1861 г. широкие возможности для развития капиталистических отношений на юге Украины.Из очень старых людей села, которые могли помнить историю с. Чульское был дед Чабан Петр Васильевич. Жил он рядом с кладбищем, если по дорожке идти вниз, то его хата была первая справа. Тогда он указывал места первых домов, расположенных вдоль нижнего ручья, который протекал с места проживания семьи Борденюков и над которым был мостик по дороге на Ясиново и еще выше в сторону запада, где проживал дед Иосип было начало ручья. Верхний ручей вытекал между домами Жабокрицкого Павла и Евдокии Фоковны Олейник и впоследствии стал основой для создания Верхнего пруда в в 50-е годы 20 века.
    Старожилы рассказывали , что в нижнем ручье водилась рыба и раки,- настолько он был полноводным. А лес на северном склоне подходил под село. При строительстве самого нижнего пруда ( в советское время начало 60-х 20 в.) тракторами валили деревья — в основном вербы, осокоры** и ясени. Диаметры стволов были огромными в сравнении с ныне растущими.

    Эти ручьи, на которых образовалось село Чульское по природному рельефу питали реку Кодыму, протекающую через Ясеново и в настоящее время местами пересыхающую (в таком же положении и Михайловские ручьи). Эта река была частью водного запаса Южного Буга. А слияние рек Кодымы и Южный Буг географически делило территорию на три сегмента трем государствам. А буквально чуть ниже по течению на острове долгое время была т.н. Орловская Сечь.
    Вдоль нижнего большого ручья строили первые дома на южную сторону. Как правило они (в период крепостного права) строились с тремя окнами и были покрыты соломенной крышей из стеблей ржи, камыша или рогозы. По этой причине рожь снимали с поля с помощью серпа. В каждом доме, через небольшой коридор был вход в раздельные две комнаты, в одной из них ставилась печь с обогревом на две половины дома, а также для приготовления пиши. Беднейшие поселенцы сооружали землянки без потолка, на сохах (в свое время в таких строениях жили запорожцы). Классической для Украины, Михайловка в 90-х годах 20 века
    так и для всего села, считается трехкамерная хата, составленная из жилого помещения, сеней и кладовой, так как за увеличение размеров дома приходилось платить большой налог. Но были и четырехкамерные, и двухкамерные, и «длинные хаты», где под одной крышей с человеческим жильем содержались хозяйственные помещения. Как правило, хаты строили из материалов, которые были под рукой, то есть из самых дешевых. Если в глинобите и саманных блоках фундамент был скорее случайностью, то тут под основные опоры могли класть камни или обожжённые стволы деревьев, а могли и просто вкапывать опоры. Поперечинами каркаса служили ветки срубленной акации, надо сказать, что они входили в продолбленные отверстия в стойках, каркас был без гвоздей. Когда рубили большое дерево, то один ствол диаметром 300-400мм кололи на 2 или 4 части и использовали как опоры под углы. Если использовали более молодые деревья, то на опоры шли стволы от 100 до 200мм. Затем в поперечины вплетали ветки, чтоб получилась своеобразная «корзина». После всех этих не хитрых операций каркас мазался. Использовалась глиняно-соломенная смесь, количество соломы составляло от 10 до 70% по массе. Не исключено, что были случаи, когда мог сначала крыться каркас, а затем заканчивали стены, что делало процесс строительства более удобным, но требовало более квалифицированных работ над каркасом. Преимущество мазанки так же в том, что она сохнет значительно быстрей обычной глинобитки, на нее расходуется меньше самана, что облегчает стройку.
    Второй способ, когда из глины делали кирпичи с форматом блока 200Х200Х400 в толщину стены около 50 см с учётом обмазки глиной снаружи и внутри, так называемый «лампач», из которого формировали стены дома на заранее установленном фундаменте из дубовых обожённых бревен, также камней, соединенных между собой глиной с песком и соломой, уложенный в траншею использовался позднее. После возведения стен использовали глину с лошадиным навозом, как измельченное волокно для «глажки» стен на финальных стадиях отделки. Потом стены белились и разрисовывались украинскими узорами. Фундамент подкрашивался раствором белой глины и черной сажи из печи, что серым цветом этого видимого пояска фундамента подчеркивало стройность дома. Для выполнения всех тяжелых и объемных работ собиралась вся сельская община, которая помогала за пару дней поставить стены нового дома.
    Завозилась заранее глина, которая зимой должна была промёрзнуть , что улучшало её строительные качества, скирдовалась солома Летом делался большой замес и с помощью лошадей, или быков месили вместе с соломой и песком глину., которую использовали для покрытия обрешётки стен, или изготовления лампача в специальных формах. Они под палящим солнцем высыхая, превращались в камень, которым муровали стены.
    Первый колодец с питьевой водой был отрыт в селе на стрелке двух ручьев, рядом с вновь выстроенными домами. Вдоль ручья от мостика до колодца были посажены ветвистые вербы, закрывавшие его от палящего солнца, сохраняя его свежесть и прохладу. К зиме ручей разливался иногда метров от 3 до 10 в ширину в местах равнины. Были большие ледяные площадки. Летом в период разлива после дождей копались так называемые копанки, в которых вымачивались просушенные стебли конопли , чтобы получить волокно из отслоившейся кожуры.
    По сведениям археологов волокна конопли начали использоваться человеком для производства ткани более 4000 лет назад. В течение многих веков лен и конопля являлись наиболее распространенной в мире основой для ткани. Уже в древности, конопля использовалась для производства одежды, постельного белья, веревок и канатов, полотна, парусной ткани, штор, гардин, сумок, а также напольных ковриков, сохранявших тепло. так как во всех домах полы были глинобитные и зимой застилались вместе с соломой от пшеницы.
    В селе была большая мастерица Акулина Сергеевна, жена Синицы Григория Самойловича. В одной из комнат дома она собирала ткацкий станок и делала из ниток и пряжи красивые разноцветные коврики, длиной в несколько метров. Ими застилались лавки, постели, коврики стелились на пол возле кроватей или топчанов.
    Условия жизни основной массы села Чульское по сравнению с жизнью сбежавших от своих помещиков закрепощенных крестьян, которых в селе насчитывалось несколько десятков человек (8-10 хозяйств), были значительно лучше. Это было видно хотя бы из того, что государственные крестьяне на душу мужского пола имели в пользовании 8 десятин земли, а крепостные — 3,25 десятины.
    По сведениям управления статистики Херсонской губернии 1859 года в Михайловке (Чульское) Ананьевского уезда Ново-Георгиевской волости насчитывалось 30 дворов, населения мужского пола-82 человека, а женского пола-84 человека. В соседнем селе Жеребково (Скарженка), расположенном в балке Стримба, возле пруда было дворов -17, мужского пола -57 и женского-59, чуть более половины чем в Чульском.
    . В начале 80-х годов XIX в. через бывшее село Скарженка (ныне Жеребково) прошла железная дорога Одесса — Елисаветград (ныне Днепр), построена железнодорожная станция. С появлением железной дороги и станции численность населения в соседнем селе возрастала с каждым годом быстрее, чем в Чульском.
    Живописные места Чульского тоже привлекали переселенцев из Киевщины, Слобожанщины и Молдавии. Оно тоже разрасталось. И перед Октябрьской революцией в 1916 году в селе уже было 189 наличных хозяйств, населением 854 человека , из которых мужского пола -401 чел, а женского – 453.
    На перекрёстке дорог ведущих в село Ясеново и за его пределы , рядом с мостком через ручей, был установлен православный крест из дуба с иконой в верхней части.
    Установка поклонного православного креста в сердце села на видном месте создавала очевидные преимущества: из большинства домов видно крест. Безликое село, каких много,
    приобрело сокровище в сердце нового поселения. Значит, будет на этом месте жизнь и благодать. Для идущего путника есть возможность помолиться перед дальней дорогой, которая вела в Ясеново мимо «Поповского яра», возле Жигайловского леса ,и выводила за р. Кодыму в другие населённые пункты.
    Этот крест простоял более сотни лет и только в 60-е годы рассыпался сам по своей ветхости.
    Никифорчук Фёдор Иванович
    Недалеко от этого креста стоял дом сельского жителя Новицкого. Этот дом местная власть арендовала под школу для двух классов, в котором мне пришлось обучаться. И хорошо помню этот православный крест. Мы просили учителя украинского языка и литературы Никифорчука Фёдора Ивановича рассказать нам о нём. От него первого мы узнали историю нашего села, многое из его рассказов и своей матери Галины Николаевны, учительницы начальных классов , сохранил в памяти и использовал в этом очерке.
    Казаки отличались целой чередой этнографических призна¬ков от остального населения Украины, возродили старую великокняжескую тради¬цию увековечивания памяти своих небожителей именно каменными крестами.
    В конце 80-90-х годов XX столетия известный одесский историк, профессор Анатолий Бачинский обратил внимание на то, что множество каменных крестов из ракушечника, которые стоят на кладбищах в десятках сёл вблизи Одессы, безусловно, являются казацкими.
    В 2006 году профессор Елена Бачинская совместно с казаками Черноморского гайдамацкого объединения Украинского казачества про¬извела поисковые работы в девяти сёлах Коминтерновского района вдоль берега Тилигульского лимана.
    Цель экспедиции — найти и описать каменные кресты на кладбищах сёл Коминтерновского района Одесской области. Было выявлено 350 крестов и надгробных памятников конца XVIII — середины XX столетия. И стоят они как хранители национальной памяти казацкой славы Украины. Такие же кресты есть и на кладбище села Михайловка. Многие из них вросли в землю или повалены от времени. Не на всех можно прочитать надписи, но характерно то , что они находятся в северной части кладбища, где производились первые захоронения, от которого последующие, почти за два века, приблизились к границе села. В самом Ананьеве на кладбищах таких крестов нет, потому что в основном селение того времени увеличивалось за счёт молдаван, русских, а также украинцев с северных районов Украины. Вблизи лежащих сел, недалеко от города, вдоль реки Тилигул на кладбищах были тоже обнаружены казацкие кресты. Местность, на которой расположен Ананьевскийуезд, имеет давнюю и интересную историю. Неподалеку были найдены следы жизни человека времен трипольской культуры. Здешние сте-пи видели и киммерийцев, и скифов, и сарматов.
    Уезд образован императорским указом от 28 сентября (31 октября) 1834 года по представ-лению Бессарабского генерал-губернатора. Он предписывает: 1) учредить новый Ананьевский уезд в границах, означенных на карте (следует подробное описание Ананьевского, Бобринецкого, Одесского и Тираспольского уез-дов); 2) уездный город учредить в селе Ананьево. Бурное развитие капитализма в России, позволило переоснащать производство во всех направлениях.
    Имея огромные залежи красной глины и песка, ананьевцы создали в XIX веке мощный кирпичный завод — керамическую линию, изготовлявшую кирпич не только для уезда. Вот почему большинство старых домов построено из красного кирпича, в том числе в нашем селе здание начальной школы, сооружённое до 1900 года. По рассказам старожилов, которые тщательно записывала заведующая библиотекой с. Михайловка Нестеренко Елена Евгеньевна, село было образовано запорожским казаком Михаилом, которому понравилась удивительная красота местности с полноводными ручьями, вдоль которых росли огромные вербы. Соседнее село Ясеново было военным поселением, в котором селились Герои войны 1812 года, оно так же использовалось Запорожскими казаками как зимник, в нём в ту пору отдыхал будущий родоначальник нашего села, который знакомясь с местностью, облюбовал землю будущего поселения. Казак Михаил в 1823 г. привел к ручьям свой небольшой отряд, часть из которого приняла решение остаться здесь навсегда. Однако запорожские казаки были очень вольнолюбивым и дерзким народом и потому в то, что казак Михаил частью казачьего отряда принял такое решение в разгар событий, которые в истории казачества признают¬ся событиями национального значения, верится с трудом…
    Жизнь запорожских казаков в самой Сечи и жизнь в зимовниках и бурдюгах значительно разнились одна от другой. В зимовниках жили женатые казаки, в Сечи неженатые казаки: сечевые казаки, по своей жизни и по чистоте нравов считали себя мальтийскими кавалерами, и оттого в Сечь отнюдь не допускались женщины, будет ли то мать, сестра или посторонняя женщина для казака. Манштейн в «Записках о России» пишет: «Запорожским казакам не позволяется быть женатыми внутри их жилищ (в Сечи), а которые уже женаты, должно, чтобы жены их жили в близких местах, куда ездят они к ним временно; но и сие надобно делать так, чтобы не знали старшины». Этот обычай безженства соблюдался так строго у запорожцев, что из всех уголовных дел, дошедших до нашего времени от сечевых казаков, имелось лишь одно, раскрывавшее грех казака против седьмой заповеди.
    К сожалению все материалы по истории Михайловки , собранные Еленой Евгеньевной безвозвратно потеряны. Немногие были с ними знакомы, и не все могли рассказать о их содержании.
    Казаки относились к государственным людям и им было разрешено селиться на землях, которые впоследствии Екатерина Вторая раздавала помещикам и военным, таким обладателем земель вокруг казацкого поселения стал помещик Чульский.
    Нестеренко Елена Евгеньевна
    По преданию в начале 40-х годов 18 века , помещик Чульский продал свои земли другому помещику Михайлову, что привело к смене названия села. Оно стало Михайловкой, которое существует по настоящее время.
    Хлебопашество все более и более внедрялось в хозяйственную деятельность населения села Показателем этого являлось увеличение общей посевной площади. На протяжении первой половины XIX в. она возросла более чем в 25 раз.
    Расширение посевных площадей зерновых происходило главным образом за счет увеличения посевов озимой и яровой пшеницы, которая была основной товарной культурой. С начала 40-х годов XIX в. стали экспортировать, хотя и в меньших количествах, рожь, которую до этого выращивали исключительно для местного потребления.
    Возрастали посевы ячменя, овса, кукурузы и подсолнечника. Зажиточные хозяйства в дополнение к казенному наделу имели возможность арендовать землю или покупать ее.
    В селе появились местные хозяева, которые развивали собственные хозяйства и использовали наёмный труд. предоставляя возможность местным крестьянам зарабатывать на содержание своих семей. Наибольших успехов добился Яков Фаренюк, отец моего деда Николая, снимавший с арендованной и своей земли большие урожаи пшеницы, которые хранились до реализации в его четырёх хлебных амбарах, построенных для этих целей. Самый большой из них был разделён на пять отсеков, где хранились разные злаки: кукуруза, горох, просо, ячмень и овёс. Здесь же на пустыре, рядом с ручьем вблизи железной дороги, был выкопан колодец с журавлём. Там же был поставлен водопойный жёлоб для лошадей. Слева от сараев находились конюшни и под навесом разный инвентарь : сеялки , плуги, косилки и прочие агрегаты, используемые в хозяйстве. За селом ближе к балке Большой Гертии был расположен панский гарман (ток по укр.),который представлял собой ров шириной 2-2.5 м и глубиной 1.4 — 1.7м в разных места, раскинувшийся в длину 80-100 м. На карте Михайловки он обозначен жёлтым прямоугольником.
    За село, на самом высоком месте, недалеко от кладбища, Яковом Фаренюком возле Бытого шляху (авт.:старинное название дороги от украинского слова –утоптанный путь) , ведущего в Ясеново-2 была построена ветряная мельница, которая обеспечивала нужды местных крестьян, а также использовалась для помола зерна на продажу. Значительная часть хлеба скупалась приезжими евреями и вывозилась за границу через Одессу или по железной дороге в другие города.
    Не все поселенцы занимались разведением крупного рогатого скота, но стремились приобрести корову, так как семьи были большими от пяти до семи человек, а это требовало дополнительного питания для детей.
    Не всегда в семьях хватало припасов хлеба, заработанного у богатых хозяев и зажиточных крестьян, порой не более чем на 7-8 месяцев. По этой причине экономили на чём могли, в том числе пекли хлеб с отрубями, подмешивая муку кукурузную и ячменную. Даже в середняцких хозяйствах пшеничный и ржаной хлеб употребляли не весь год. Яйца, масло, птица в основном шли на продажу для выплаты налога и приобретения самых необходимых орудий труда и предметов домашнего обихода. Крестьяне выращивали капусту, лук, огурцы, баклажаны, сладкий перец, делали заготовки на зиму. А старшие дети с 7 лет уже трудились вместе с родителями в поле или приусадебном клочке земли.. По этой причине в приходской школе занятия начинались в октябре и заканчивались в мае. Не все сельские дети имели возможность учиться, так как не было школы и достаточного количества учителей. Классные группы были комбинированные, в которых учились дети разных классов и разных возрастов по 10 человек. Для занятий арендовались пустующие хаты. Потребности с. Михайловки требовали школу на 60-70 мест, которую построили перед революцией 1905 года. По этой причине вначале было два класса церковно-приходской школы, где чаще всего учили по псалтырю. Потом три класса приходской школы , а после 1917 года можно было закончить полный четырёхлетний курс начальной школы.
    В Михайловке зимой по вечерам женщины собирались на т.н. посиделки, на которых занимались вышиванием и разговорами на разные темы обо всем, а мужчины играли в карты «на дурака» и выпивали самогонку или брагу — у кого, что было. Вот так протекала жизнь до революционных событий. Нельзя было назвать её сладкой.
    Во время первой русской революции 1905 — 1907 гг. в селе распространялись революционные листовки и прокламации. В ноябре 1905 года на станции Жеребково бастовали железнодорожники и грузчики, требовавшие улучшения условий труда и повышения заработной платы. В Михайловке крестьяне начали делить помещичью землю. Полиция жестоко подавила крестьянское выступление, его организаторов И. Гордиенко и Ф. А. Чебана засекли насмерть. После Февральской буржуазно-демократической революции крестьяне захватили часть помещичьих земель, отказались платить за арендованные участки. В январе 1918 года в селе была установлена Советская власть. В марте того же года сформирован красногвардейский отряд, влившийся осенью в 1-й Ананьевский советский стрелковый полк. По решению крестьянского схода рабочим Петрограда было отправлено шесть вагонов зерна и другого продовольствия.
    После революции и Гражданской войны жизнь на селе стабилизировалась. НЭП оживил экономику и заинтересованность производителей, но вскоре они поняли обманную политику нового государства, когда в развитии сельского хозяйства страны переломным стал 1929 год, когда развернулось начатое сверху массовое колхозное движение, переросшее в сплошную коллективизацию.
    В ходе проведения коллективизации зачастую допускались перегибы и нарушения законности. Это объяснялось стремлением искусственно форсировать коллективизацию, что приводило к нарушению принципа добровольности при вступлении в колхозы. Разъяснительная и организационная работа в массах подменялась грубым нажимом, угрозами, демагогическими обещаниями. Представители созданных в Ананьевском районе специальных штабов коллективизации действовали силовыми методами.

    Семья моего прадеда Якова Фаренюка (сидит в центре). Слева направо: старший сын Фёдор, дочери Анастасия, Екатерина и Дарья . Стоит Николай, перед ним сидит самый младший сын Иосиф
    Не обошли они и моего прадеда Якова, который, не задумываясь, всё своё хозяйство передал новой власти.
    Однако это не спасло его семью. От переживаний он умер своей смертью, а вот сыновей Якова, отца моей мамы Николая и самого младшего Иосифа, как наследников кулака подвели под расстрельные статьи. Оба были расстреляны по решению тройки в Ананьевском ОГПУ
    Фаренюк Николай Яковлевич 1892 г. рождения 17 апреля 1938 г. приговор ВМН приведен в исполнение, а Фаренюк Иосиф Яковлевич 1886 г. рождения , приговор ВМН приведён в исполнение 22 апреля 1938 года.
    Моей маме тогда было шестнадцать лет , а её сестре семь лет. Вот и восторжествовала «пролетарская справедливость» по доносу непорядочного и бесчестного человека. Не смотря на пережитое моя мать не озлобилась и до конца жизни оставалась преданной своему Отечеству.
    Тогда в далёком 1929 году на месте хозяйства моего деда Якова был создан колхоз «Красный Октябрь». Хозяйство было на территории земельного квадрата перед домом Сидюка Василия Андреевича (на карте это место обозначено жёлтым квадратом).
    А потом в 1941 году война, оккупация, освобождение и Победа.

    Примечание: * На украинском языке слово «крам» означает – товар. Слово «крамниця» означает торговая лавка, магазин. А часто упоминаемое в произведениях Гоголя, слово «крамарь» — означает – лавочник, то есть продавец товара в лавке или небольшом магазинчике.
    ** Осокор -дерево с темно-серой корой, представляющее собой разновидность тополя: черный тополь.

Ваш комментарий