Меню Закрити меню Історико-генеалогічна
база даних України

Кальник

Административно-территориальное деление

Кальник (укр. Кальник) — село, центр сельского совета Ильинецкого района Винницкой области. В ХІХ ст. село Липовецкого уезда Киевской губернии.

Кальницкому сельскому совету подчинено село Шабельня.

Село относится к историко-этнографическому региону Подолье.

История городов и сел УССР 1972 год

Кальник — село, центр сільської Ради, розташоване поблизу впадіння річки Кальнички в річку Соб, за 15 км від районного центру, за 20 км від залізничної станції Фронтівка. Населення — 1739 чоловік. Сільраді підпорядковані села Жадани й Шабельня.

У Кальнику розміщуються центральна садиба колгоспу «Жовтень» і відділення «Сільгосптехніки». Колгосп користується 2813 га землі, у т. ч. 1906 га орної, розвиває всі галузі сільського господарства.

Працюють середня школа, клуб, бібліотека, тублікарня. Видається колгоспна багатотиражна газета «За високий урожай».

Партійна і комсомольська організації засновані в 1923 році. Нині вони об’єднують 48 комуністів і 107 комсомольців.

В роки визвольної війни 1648—1654 рр. Пальник був полковим містом.

У листопаді 1917 року селяни захопили поміщицьку економію. 1920 року робітники цукрового заводу об’єдналися в партизанський загін, який поповнив 8-у червонокозачу дивізію. За німецько-фашистської окупації у Пальнику діяла підпільна організація. Гітлерівські кати по-звірячому замордували 85 радянських громадян. Уродженцеві села О. С. Западинському за героїзм, виявлений у боях, присвоєно звання Героя Радянського Союзу.

Кальник — батьківщина польського письменника й громадського діяча Ярослава Івашкевича.

Між Пальником і Шабельнею розташоване скіфське городище з двокілометровим валом. Біля городища є 20 курганів. Недалеко від Пальника виявлено поселення черняхівської культури, знайдено скарб римських монет II століття.

Похилевич Л. И. Сказания о населенных местностях Киевской губернии 1864 г.

Кальник, село при впадении ручья Кальнички в реку Соб, в 3-х верстах выше Дашева. Жителей обоего пола: православных 1220, из коих более 200 шляхты и 95 римских католиков. Кальник в конце 16-го века был городом очень торговым, а при Хмельницком полковым городом подобно Киеву, Паволочи и другим. В нем жили и имели свои церкви Армяне, Немцы, Евреи и Караимы. Был и монастырь православный женский (в Шабельной). Многие строения были кирпичные, побеленные. Русская церковь деревянная. Во время войн Иоанна Казимира Кальник два раза ограблен: раз Шведами, потом чрез короткое время Ракочием; но в конец разрушен в 1671 году Поляками, собиравшимися под предводительством гетманов коронного Собесского, напольного Вишневецкого и запорожского Ханенка, за то, что жители, держась стороны Дорошенка, не впускали целых две недели Поляков в город отражая их нападения. При этом все строения обращены в пепел, а жители избиты или уведены в плен. Кальник еще прежде, во время своего процветания, был столицей большого графства, принадлежавшего могущественной польской фамилии Зборовских, из коих известен Мартын -каштелян Краковский — глава Диссидентов Авсбургского исповедания, построивший в Кальнике и Евангелическую церковь. После Зборовских владельцами графства, в коем уже главное место принадлежало Дашеву, были частью по наследству, а частью по купле Конецпольские, Дольские, Вишневецкие и Плягеры, коим наследовали нынешние владельцы. Но не подлежит сомнению, что Кальник был свидетелем важных событий во времена самые отдаленные. Это доказывают земляные насыпи и укрепления в самом селении и близ него. Самую таинственную древность Кальника составляют могилы и самая большая из всех украинских могил Сорока. Мысль — насыпать исполинскую могилу, конечно возбуждена чем-то слишком важным. Некоторые полагают, что название дано могиле от числа 40. Она находится в У 4 версты от села на запад Высота ее 10 сажен; но видно, что это только треть первоначальной высоты ее и что она несколько раз была раскалываемая, и вершина ее употреблена для выделки селитры. Лелевель утверждает, что в ней был найден небольшой камень с высеченными на нем символами и вязанными буквами. Символы эти Лелевель объясняет так «месяцъ и звезда или солнце служат известными знаками Волощины или Молдавии. Знак ІІІ или три колонны напоминаютъ гербь Липовецшй, и сверхъ того знакъ многихъ Славяно-Болгарских монет ХІІІ-го столетия. Вязанныя литеры очевидно позднейшихь временъ, могут означать имя Мледи или какое-либо другое. Онъ XVI, а можешь быть и ХVІІ-го столетия»*. Мнение, что могила — Сорока есть памятник козачьих войн с Яном Казимиром, на основании чего один польский поэт написал целую поэму, очевидно ошибочное. Предание, что она насыпана Татарами, которые идя на Украину многочисленною толпою, принесли каждый в полах земли, также неправдоподобно. В Кальнике часто в земле находят древние монеты и вещи. В 1820 году при устроении пивоваренного завода, где по преданию закопаны были кости Татар, найден сундук с серебренными сосудами.

Приходская церковь деревянная, Рождество-Богородичная, 5-го класса; земли имеет 40 десятин Построена, как значится в клировых ведомостях 1700 года. В Кальнике, хотя ныне евреев уже нет, но есть давний еврейский молитвенный дом, или школа, деревянный, в прошлом веке, но неизвестно, в каком именно году построенный. Впрочем еще в начале текущего века Кальник считался местечком и жили в нем Евреи, мало по малу перебравшиеся в Дашев и Липовец.

* См в обозр. мог. Фундуклея, стран. 44,45,61,62, и 68.

Перечень метрических книг по с. Кальник хранящихся в ГАВО

1. Київська губернія
2. Київська єпархія
3. Різдво-Богородицька церква с. Кальник Липовецького повіту Київської губернії.
4. с.Кальник.
5. Народження: 1880-1888: ф.904, оп.25, спр.11; 1889-1899: ф.904, оп.25, спр.35; 1900: ф.904, оп.25, спр.76; 1902, 1903, 1907-1909: ф.904, оп.25, спр.85; 1910-1916: ф.904, оп.25, спр.106.
6. Шлюб: 1880-1888: ф.904, оп.25, спр.11; 1889-1899: ф.904, оп.25, спр.35; 1900: ф.904, оп.25. спр.76; 1902, 1903, 1907-1909: ф.904, оп.25. спр.85; 1910-1916: ф.904, оп.25, спр.106.
7.
8. Смерть: 1880-1888: ф.904, оп.25, спр.11; 1889-1899: ф.904, оп.25, спр.35; 1900: ф.904, оп.25. спр.76; 1902, 1903, 1907-1909: ф.904, оп.25 спр.85; 1910-1916: ф.904, оп.25, спр.106.
9.
10.

2 комментария

  1. Надія:

    Вдячна за інформацію, але не зрозуміло, що таке «с. Кальник зберігаються в Гаво» де шукати це Гаво?

Ваш комментарий