Меню Закрити меню Історико-генеалогічна
база даних України

Новоживотов

Административно-территориальное деление

Новоживотов (укр. Новоживотів) — село, центр сельского совета Оратовского района Винницкой области. В ХІХ столетии местечко Животов и Старый Животов Таращанского уезда Киевской губернии.

Село относится к историко-этнографическому региону Подолье.

История городов и сел УССР 1972 год

Новоживотів (до 1920 року — Животів)— село, центр сільської Ради, лежить на річці Росьці, притоці Росі, за 43 км від районного центру, за 8 км від залізничної станції Скоморошки. Населення — 2359 чоловік.

У Новоживотові розташований колгосп ім. Свердлова. Багатогалузеве господарство користується 3511 га землі, у т. ч. 2401 га орної. В селі є цегельний завод «Міжколгоспбуду» потужністю 3 млн. штук цегли на рік.

Працюють середня школа, клуб, лікарня, аптека.

Є партійна і комсомольська організації, які об’єднують 30 комуністів і 117 членів ВЛКСМ. Першу комсомольську організацію створено 1929 року.

У XVII ст. Новоживотів був містечком, де проживало 1100 чоловік.

Весною 1905 року в Новоживотові відбулося селянське заворушення. Селяни припинили роботу в поміщицьких маєтках і приєдналися до повсталих із села Скали (нині Погребищенського району). Поміщик викликав жандармів, і виступ було придушено.

У червні 1920 року в місцевій школі перебував штаб Першої Кінної армії.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона 1890 — 1907 гг.

Животов — местечко Киевской губернии, Таращанского уезда. Жителей 2444. Паровая мельница, 3 ветряных мельницы.

Похилевич Л. И. Сказания о населенных местностях Киевской губернии 1864 г.

Животов, местечко в западной части Таращанского уезда, в 80-ти верстах от Таращи, расположено по обеим сторонам Роськи, живописно текущей между скалами, и по ручьям впадающим в нее с правой стороны. Жителей обоего пола: православных 1870, римских католиков 43, евреев 1052; земли 4619 десятин. Середина местечка населенная ныне исключительно евреями, изгибом реки образует полуостров с узким перешейком к северу. Сходство этого полуострова с желудком, по малороссийски с животом, дало в древности название поселению. Объяснение названия Животова от слова жизнь и кормовое поместье — новое, хотя оно основывается на плодородии почвы и печатно высказано (в обозрении могил Фундуклея стран. 55. Описание местечка помещено также в Вестнике Географ, общества за 1851 год № 5). Во время польского владычества, когда каждый пан, поссорившись с своим соседом, начинал войну, по тогдашнему -делал заезды. Животов служил значительным укрепленным местом. Перешеек соединявший полуостров с землей был перекопан каналом, так что укрепление было окружено со всех сторон водой и усилено дубовым частоколом. Через канал и через реку с юго-восточной стороны были устроены подъемные на цепях мосты, которые на каждую ночь были поднимаемы. При мостах были бойницы с пушками. Гарнизон из окрестных жителей или Козаков содержался на счет владельцев Животовских. Начальник гарнизона назывался атаманом. Животовские старики рассказывают о последнем Животовском атамане Иване Зражевском, прозванном за свое искусство в стрельбе из пушек Палием. Он служил при помещике Животовском Петре Доленге-Цешковском, а брат его Павел был священником при Животовской Николаевской Церкве. Впрочем три кургана в южной и юго-восточной стороне при въезде в Животов и несколько могил на полях, также замчище за рекой на восточной стороне местечка, должно относить к эпохе предшествовавшей владычеству польских магнатов. Построение замка народ приписывает русским князьям Четвертинским; о могилах же не сохранил никаких преданий Замечательно, что около 1776 года, когда были раскалываемы валы древнего замка, то найдена мраморная плита, на коей написано бьио славянскими буквами, что на этом месте погребена княгиня Ирина Четвертинская. Но тогдашний помещик Цешковский, по фанатизму, коим тогда отличались все зашедшие из Польши владельцы украинских имении, велел этот памятник, свидетельствовавший о православии прежних князей Животовских, разбить в мелкие куски и побросать их в воду. Заключают, что при князьях Четвертинских, на месте погребения княгини Ирины, еще не было вала и по всей вероятности стояла церковь окруженная жилищами; что подтверждается и тем, что близ этого места под валами, находимы были основания или фундаменты каменных зданий и остатки погребов. Вообще нет места ни в местечке, ни вокруг его, где бы не были выкапываемы человеческие кости в большем количестве. Древние каменные кресты, среди нынешних еврейских жилищ и на предместьях, также свидетельствуют о существовавших некогда церквах и при них кладбищах, по давнему обычаю и о большом христианском населении Животова. Без сомнения, построение большей части укреплений должно быть приписано Поляками, которые в Животове и в окрестностях его содержали часто войска, для удержания в повиновении Русского населения. В 61 стат. трактата заключенного Богданом Хмельницким в Белой Церкви с Поляками, было постановлено: «а Польское войско содержатся имать около г.Животова, а въ Брацлавщину не входя, ажь по совершенью и описанью списка войскового». При Хмельницком в числе малороссийских полков был и Животовский. В 1649 году Хмельницкий соединился с Крымским ханом Исламом-Гареем на черном шляху за Животовым, и отсюда вместе пошли к Збаражу Волынскому, против Поляков.

В ХV-м столетии Животов назывался городом и принадлежал православным и Русским князьям Четвергинским, потомкам св. Владимира* , в последствии, к стыду своему, из мирских видов изменившим и отечеству и вере своих предков. В 1620 году, когда при содействии гетмана Сагайдачного, патриарх Иерусалимский поставлял в Малороссию епископов на место отпадших в унию, Животову и его князьям пришлось в этом деле принять патриотическое участие. Феофан, уже поставивши в Киеве, Терехтемирове, в Белой Церкви епископов для епархии Киевской, Перемышльской, Туровской и Пинской, Полоцкой, Владимирской и Брестской, Луцкой и Оорожской, на выезде из Малороссии заехал, с провожавшими его гетманом Сагаидачным, новопосвященным митрополитом Киевским Иовом Борецким и 3000 Козаков в Животов; здесь у князя Стефана Четвертинского гостил 3 дня, и здесь же с митрополитом поставили на епископство Холмское и Бельзское Паисия Ипполитовича** . Из князей Четвертинских известен еще в истории Российской церкви, Гедеон Святополк с 1686 года митрополит Киевский. Мысль о посвящении его духовному служению, возбудил в родителях его тот же патриарх Феофан, во время пребывания в Животове. Частные владения городами и местечкамибыли прерваны в период козацкого восстания при Богдане Хмельницком Только по окончательном усмирении Малороссии, при помощи ПЕТРА ВЕЛИКОГО, Польское правительство, в начале истекшего столетия, стало вновь раздавать магнатам, обязавшимся распространять в Украине папство и полонизм, города и села Малороссийские. Первым польским владельцем Животова, по утверждению Польского владычества, почитают род Вижицких, из коих Варвара Вижицкая в 1742 году дала письменные записи на владение земли двум животовским церквам. Во второй половине прошлого века владел Животовым Петр Доленго-Цешковский, отнявший Животов от Вижицкой, по преданию жителей, заездом или силой и сын его Игнатий, подчаший Черниховский. От Цешковского наследовал по родству Северин Вислоцкий, а по смерти его Феодор, продавший Животов с Плысковом около 1790 года Валентин) Якубовскому. Хотя Якубовский имел двух сынов: Карла и Феликса, но как оба они умерли без потомства, то Животов достался в 1840 году дочери Марциане, бывшей в замужестве за Пиусом Красовским (Марциана Красовская латин испов., имеет сына Клима, живущего в Подольской губернии в другом своем имении и дочь).

Церквей в местечке две, обе деревянные: Свято-Николаевская на острове, среди еврейских домов и площади, где собираются ярмарки и Покровская на предместье или новом Животове. Построение нынешней Николаевской церкви, относится к 1737 году, как и значится в надписи над западными дверями; но по сторонам ее северной и южной приделаны в 1848 году два каменные придела, из коих в одном устроена теплая церковь во имя св. Христова Митрофана, а в другом ризница. Покровская построена несколько позже Николаевской, но неизвестно в каком именно году. В недавнее время она поднята на каменный фундамент. По штатам обе церкви причислены к 5-му классу; земли имеют первая 87, а вторая 62 десятины. Нынешняя Покровская и Николаевская церкви, без сомнения построены на местах давнейших церквей тех же наименований, хотя о времени построения и уничтожения их не сохранилось письменных свидетельств, исключая каменных древних крестов. Эти же кресты оставшиеся и в других местах Животова, вдали от нынешних церквей свидетельствуют о давнем существовании других Животовских церквей. На одном из них стоящем близ недавно построенной римско-католической каплицы означен 1643 год, а на другом в предместье Животова, называемом Привиловкой, церковно-славянскими буквами написано, что «въ 1443 году месяца Июля 31-го погребена раба Божия Домникия». Сохранилось в народе предание, что во время нападения татарского, эта Домникия — Животовская жителька, одетая в козачье платье и на коне, сражалась с неприятелями, коими и убита и что она погребена на месте своей смерти. Там где отыскан надгробный камень над княгиней Ириной Четвертинской, в замке на горе, по мнению местных исследователей, стояла церковь, так как княгиня не могла быть погребена иначе, как только в церкви или близ нее. На Киевском предместье названном в последствии Якимовкой, издавна существовала особая церковь во имя св. Троицы (см Якимовка). В Животове построена нынешней владелицей каменная каплица для латинского богослужения; но как кроме владелицы и нескольких оффициалистов, нет в местечке исповедываюших латинскую веру и самая владелица не живет в имении: то каплица эта запечатана до времени.

К Николаевской церкви причислена деревня Поповка, лежащая при реке Роське выше Животова в 4-х верстах. Жителей в ней обоего пола 411. Около 1830 года Поповка была разделена на две почти равные части, из коих одна принадлежала Бенгковским Фелициану и Владиславу, а другая Фаддею Вильчинскому. Последняя поступила к дочери Вельчинского Иулиании, вышедшей замуж за Соколова; а первая подразделена между наследниками Бентковских, по случаю смерти их в 1856 году. Таким образом ныне в Поповке следующие владельцы:

а) Ульяна Соколова… р.д.м.п. 183; земли 896 дес.
б) Соколовский…р.д.м.п. 30; земли 100 дес.
в) Крушинская…р.д.м.п. 29; земли 365 дес.
г) Турцевич Адольф…р.д.м.п. 39; земли 200 дес.

В недавнее время причислена к Животовской Покровской церкви деревня Калиновка, в 10-ти верстах от Животова отстоящая. Она лежит за селом Осичной, на пересечении многих дорог. Прежде причислялась к приходу церкви села Осичной, от которого отстоит только в 2-х верстах. Деревня эта до 1830 года принадлежала братьям Карлу и Ивану Синькевичам. Первый участвуя в революции 1830 года, эмигрировал за границу вместе с князем Адамом Чарторийским, у которого служил библиотекарем и домашним секретарем; почему половина деревни ему принадлежавшая, конфискована в 1832 году в казну. Иван умер в 1850 году, а часть ему принадлежавшая ныне состоит во владении жены его Юлии Синькевичевой; земли в каждой половине по 205 десятин. Жителей обоего пола в обоих частях 185.

*Князья Четвертинские в гербе своем подобно Московскому, имеют всадника, поражающего копьем змея. Генеологисты полагают, что Четвертинские происходят от одного из двух сынов Святополка Владимировича — Димитрия Святополковича, князя Тверского; по сему-то Четвертинские прибавляют к фамилии »Святополк». Присовокупляют, что пра-правнук св. Владимира также назывался Святополк, коего сестра Сбыслава была замужем за королем Болеславом Кривоустьем, а сын Александр, поделившись имениями с прочими братьями, получил в удел город Четвертин над рекою Стырью. Отсюда и прозвание Четвертинских. В позднейшее время из князей Четвертинских известны: Стефан подкоморий Браплавский, упоминаемый в конституции 1613 года. Сын его Стефан на Животове, Княжей Кринице, хоронжий Волынский был полковником войск Волынских во время посполитого рушения в 1665 году. Он первый в роде соступил от православия и умер монахом в Доминиканском ордене. Брат Стефана Александр убит во время Шведской войны, а Ян убит казаками под Тульчином Григорий — подкоморий Луцкий был послом на сейме 1627 года. Он исповедовал православие; но сыны его Андрей и Вацлав приняли латинскую схизму. Епископ Луцкий с 1618 года Гедеон, был племянником Григория. Из Несецкого.

**О гощении в Животове говорится в летописи Густинской, а также упоминает Памва Берында в своем посвящении князю Стефану Четвертинскому книги: Беседы 1623 года.

Перечень метрических книг по с. Новоживотов хранящихся в ГАВиО

1. Київська губернія
2. Київська єпархія
3. Свято-Богословська церква, с. Новоживотів Таращанського пов. Київської губ.
4. –
5. –
6. –
7. –
8. Смерть: 1864–1901: ф. 904, оп. 33, спр. 4
9. –
10. –

1. Київська губернія
2. Київська єпархія
3. Свято-Покровська церква, с. Новоживотів Таращанського пов. Київської губ.
4. –
5. Народження: 1869–1892: ф. 904, оп. 33, спр. 6; 1877–1878, 1885, 1888: ф. 904, оп. 33, спр. 24; 1887–1899: ф. 904, оп. 33, спр. 76; 1900–1907: ф. 904, оп. 33, спр. 181; 1899–1912: ф. 904, оп. 33, спр. 182; 1908–1911, 1913: ф. 904, оп. 33, спр. 183; 1914–1920: ф. 904, оп. 33, спр. 184
6. Шлюб: 1877–1878, 1885, 1888: ф. 904, оп. 33, спр. 24; 1887, 1889–1899: ф. 904, оп. 33, спр. 76; 1900–1907: ф. 904, оп. 33, спр. 181; 1908–1911, 1913: ф. 904, оп. 33, спр. 183; 1914–1918: ф. 904, оп. 33, спр. 184
7. –
8. Смерть: 1877–1878, 1885, 1888: ф. 904, оп. 33, спр. 24; 1887–1899: ф. 904, оп. 33, спр. 76; 1900–1907: ф. 904, оп. 33, спр. 181; 1908–1911, 1913: ф. 904, оп. 33, спр. 183; 1914–1918: ф. 904, оп. 33, спр. 184
9. –
10. –

1. Київська губернія
2. Київська єпархія
3. Свято-Покровська церква, с. Старий-Животів Таращанського пов. Київської губ.
4. –
5. Народження: 1880, 1882–1887: ф. 904, оп. 33, спр. 29
6. Шлюб: 1880, 1882–1887: ф. 904, оп. 33, спр. 29
7. –
8. Смерть: 1880, 1882–1887: ф. 904, оп. 33, спр. 29
9. –
10. –

1. Київська губернія
2. Київська єпархія
3. Свято-Миколаївська церква, с. Старий-Животів Таращанського пов. Київської губ.
4. –
5. Народження: 1890–1896: ф. 904, оп. 33, спр. 84; 1897–1903: ф. 904, оп. 33, спр. 120; 1904–1909: ф. 904, оп. 33, спр. 185; 1910–1917: ф. 904, оп. 33, спр. 186; 1918–1921: ф. 904, оп. 33, спр. 187
6. Шлюб: 1890–1896: ф. 904, оп. 33, спр. 84; 1897–1903: ф. 904, оп. 33, спр. 120; 1918–1918: ф. 904, оп. 33, спр. 187
7. –
8. Смерть: 1890–1896: ф. 904, оп. 33, спр. 84; 1897–1903: ф. 904, оп. 33, спр. 120; 1918–1918: ф. 904, оп. 33, спр. 187
9. –
10. –

Ваш комментарий