Меню Закрити меню Історико-генеалогічна
база даних України

Стрый

Административно-территориальное деление

Стрый (укр. Стрий) — город областного подчинения Львовской области.

Город относится к историко-этнографическому региону Галиция (Галичина).

Большая Советская Энциклопедия 1969 — 1978 гг.

Стрый, город областного подчинения, центр Стрыйского района Львовской области УССР. Расположен на р. Стрый (правый приток Днестра). Узел ж.-д. линий (на Львов, Ходоров, Дрогобыч, Ивано-Франковск) и шоссейных дорог. 55 тыс. жителей (1975). Предприятия по обслуживанию ж.-д. транспорта. Заводы: кузнечно-прессового оборудования, вагоноремонтный, железобетонных конструкций. Деревообрабатывающее, суконное, швейное и др. предприятия. Техникум механизации сельского хозяйства.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона 1890 — 1907 гг.

Стрый, город Галиции (Австрия), на реке С. (прит. Днестра), 27 тыс. жителей, большей частью поляков; ярмарка крупн. рогатого скота; производство чугунолитейн. изделий, спичек и др. г., 3053 жителя.

Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона 1906 — 1913 гг.

Стрый (Stryj) — окружный город в Галиции. Жители С. вели торговлю вином с Венгрией, что привлекало туда евреев. Начиная с 16 в. идет постоянная иммиграция евреев в С. Так как в евр. административном отношении С. входил в состав Пшемысльской области, то надо полагать, что евр. население С. составлялось из выходцев из Пшемысля, Самбора и др. общин этой области. Хотя мещане С. протестовали против наплыва евреев, король Стефан Баторий разрешил особой привилегией (1576) евреям жительство в С., a его преемники поочередно подтверждали эту привилегию. По просьбе магистрата король Ян-Казимир издал декрет, по которому евреям запрещается жить в С., но королевский староста Конецпольский не привел в исполнение этот декрет. Евреи продолжали строить дома и (1660) соорудили новую синагогу. Преемник Конецпольского, Ян Собеский (позже король), также покровительствовал евреям. В 1663 г. он объявил, что, ознакомившись с привилегиями, пожалованными евреям королями, он сохраняет за евреями права. Для улажения конфликта между евреями и мещанами прибыла в С. в 1870 г. особая правительственная комиссия, которая установила: евреи сохраняют все права и вольности, но с тем, чтобы они уплачивали чоповый налог и другие сборы наравне с мещанами; евреям гарантируется право владеть синагогой и кладбищем. Наконец состоялось примирение магистрата с кагалом в 1696 г. Сам магистрат хлопотал о перенесении базарного дня с субботы на вторник. С тех пор евреи беспрепятственно занимаются торговлей. На сеймиках (ваадах) Пшемысльской области община С. выдвигается в начале 18 в., как одна из влиятельнейших. В 1765 г. числилось в С. 1727 евреев. Жившие здесь караимы просили, чтобы правительство относилось к ним лучше, чем к евреям. В 1910 г. числилось 12023 еврея. Евреи играют поныне роль в экономической жизни города; в течение ряда лет пост бургомистра занимали евреи. Несмотря на преобладание в евр. населении С. ортодоксальных элементов, число евр. учеников в двух правительственных гимназиях значительно (в первой — в 1910 г. 217 из 710 общего числа учеников, во второй — 230 из 472). В обеих гимназиях имеются до 10 евр. преподавателей, из которых назовем д-ра Биненштока, автора «Das Judentum in Heines Dichtungen» (1910). Синагога 1660 г., пострадавшая во время пожара в 1886 г., реставрирована по старым планам.

Ваш комментарий