Меню Закрити меню Історико-генеалогічна
база даних України

Антонов

Административно-территориальное деление

Антонов (укр. Антонів) — село, центр сельского совета Сквирского района Киевской области. В ХІХ столетии село Сквирского уезда Киевской губернии.

Cело относится к историко-этнографическому региону Среднее Поднепровье (Надднепрянщина).

История городов и сел УССР 1971 год

Антонів — село, центр сільської Ради, розташоване на річці Березянці, за 13,5 км від районного центру. Населення — 1904 чоловіка.

В Антонові міститься колгосп «Більшовик», за яким закріплено 3559 га сільськогосподарських угідь, у т. ч, 3418 га орної землі. Виробничий напрям господарства — зерново-буряковий; розвинуто тваринництво. У 1967 році голова колгоспу М. М. Зайченко був удостоєний ордена Леніна.

У селі є середня школа, будинок культури, бібліотека, а також пологовий будинок.

Перші згадки про Антонів в історичних джерелах належать до 1471 року. Місцеве населення брало участь у козацько-селянському повстанні під проводом К. Косинського 1591 — 1593 рр., у гайдамацькому русі 1750 року. Під час Коліївщини селяни постачали гайдамакам зброю, порох і продовольство. Вони взяли також активну участь у Київській козаччині 1855 року. В роки революції 1905—1907 рр. у селі відбулося кілька виступів селян і страйків сільськогосподарських робітників.

У 1920 році в Антонові виникла комсомольська організація. За мужність і героїзм, виявлені на фронтах Великої Вітчизняної війни, 193 жителів нагороджено орденами й медалями СРСР.

Уродженцями села є генерал-майор В. А. Гнатенко і генерал-майор І. П. Тарасенко.

Біля Антонова знаходиться курганний могильник і городище часів Київської Русі. За народними переказами це залишки міста Розволожжя.

Похилевич Л. И. Сказания о населенных местностях Киевской губернии 1864 г.

Антонов село; причина названия и время происхождения этого села неизвестна. По древнему преданию жители утверждают, будто на месте этого села был в старину город Разволожье, имевший значительное население и несколько церквей и что этот город до основания разрушен татарским нашествием. Остаток земляных существующих в урочище Староселье на подобии крепости, огибающей южную сторону речки на пространстве более 50 десятин, открываемое по местам множество костей человеческих, находимые иногда древние монеты серебряные и медные, случавшиеся провалы земли от неизвестных погребов, по видимому подтверждают народное предание о Разволожье, хотя мы и не знаем письменных актов, которые бы могли засвидетельствовать о нем*. Достоверно только то, что Антонов считался местечком. В презенте данной князем Вишневецким священнику Захарию Наумовичу 1723 года так оно прописывается, да и старожилы помнят еще бывшие торги и ярмарки. Они прекратились только 1790 года и Антонов с этого времени стал называться селением. Селение расположено на ровном месте, на земле очень плодородной, по обеим сторонам реки Березянки и впадающего в нее ручья, выше озера Лабенщины начинающегося. Земли к имению принадлежащие, в количестве 4142 десятины, лесом скудны. Примечательности окрестностей села составляют 4 древних могилы, из коих одна называется Яхнихой, яр Костовня и озеро Лабенщина. Кому Антонов принадлежал до восстания Малороссии, произведенного иезуитами и их унией, мы не знаем. После окончательного же усмирения края при Петре Великом и высылки последнего врага поляков Семена Палия, Антонов со многими прилегающими селениями и местечками, принадлежит в 1723 году к обширным имениям князя Михаила Корыбута-Вишневецкого; в 1765 году к Володарскому ключу княгини Екатерины из Замойских Мнишек**. В 1770 году Антонов приобретен Михайловским, а через год Михаилом Бальтазаром, Подгорским, внук коего Игнатий Иванович Подгорский с 1834 года, владеет Антоновым (латин. испов., 3 сына: Август 1841, Леон 1846, Михаил 1847 г.). Жителей обоего пола считается в селении: православных 2059, римских католиков и других раскольников 32, евреев 24. Еще в половине прошлого века жителей числилось в Антонове, как видно из некоторых церковных актов, не более 1000. Значительное прибавление жителей произошло наиболее в 1770 году, когда Михаил Подгорский, купивши Антонов, перевел на здешние плодородные земли из Волынского своего имения села Борок до 30 семейств; потом в 1835 году, когда нынешний владелец в следствие раздела с братьями отческих вотчин, перевел из Березной 12 семейств.

Жители Антоновские, подобно всем окрестным жителям губернии — искони православные; и хотя при Польском правительстве в прошлом веке несколько раз имели священников от разъединенных со вселенской церковью иерархов Киевских, но как сами священники, так и жители всегда только в православии признавали благочестие; латинство же и его дочь — унию признавали заблуждением временно допущенным Богом, которое им силой навязало Польское правительство. О привязанности к православию свидетельствовали: 1) что все церковные книги, по коим совершалось богослужение при так называемой унии, были православного издания, особенно те, которые жертвуемы были в церкви прихожанами. Из визит или обзоров церквей совершенных по поручениям Унигских архиереев деканами и другими начальствующими духовными лицами, коих приверженность папству и Завислянская национальность не подлежала никакому сомнению, видно, что почти в каждой церкви они находили богослужебные книги, печатанные в типографиях Киева и Москвы и в своих декретах reformationis (поправления) заставляли прихожан и приходское духовенство переменять их на издания типографий унигских.

2) В весьма многих приходах, считавшихся унигскими находили священников с упорством поминавших в церквах публично, вместо Римского папы, Святейший Всероссийский Синод.

3) Писание икон везде производилось по Греческому вкусу с подписями славянскими и греческими. Тоже следует сказать о церковном напеве и вообще всей обрядности. Все это следует отнести и к Антоновским жителям прошлого века. Некоторые из них, люди престарелые, заметные рассудительностью, честностью и долгим житием, слышали и сами помнят, как уния два раза силой была вводима в Антонове. Именно: в первый раз около 1760 года пред Колиивщиной введенная, продолжалась несколько лет; потом в Колиивщину возвратилось благочестие. Затем опять по настоянию правительства и латинского духовенства, столь могущественного в Польше, уния введена и продолжалась непрерывно до падения в 1795 году самого езуигского королевства.

Церковь в Антонове деревянная, трехкупольная, во имя Благовещения пресв. Богородицы, построена 1741 года, близ старой церкви, как значится в визите этого года (Тетиевского деканата). Жители, по преданию говорят, что церковь существовавшая до 1741 года сгорела в день святого Илии, 20-го июля. Прихожан к ней принадлежало во время визиты 100 дворов в Антоновке, 20 в Шалиевке. До 1795 года на хорах нынешней церкви был другой престол во имя великомученицы Варвары, впрочем необходной и с малым иконостасом. Самые иконы в 1831 году перенесены с хор в северный предел. В 1818 году церковь покрыта железом, а в 1831 году расширена пристройкой двух приделов и отнятием бывшего при ней опасания. Колокольня построена вновь в 1849 году, а старая разобрана. Причем как колокольня, так и церковь выкрашены снаружи масляными красками, а кресты позлащены. Иконостас церковный сделан, как видно из надписи на иконе, 1761 года. На погосте близ церкви есть крест из камня иссеченный, вышиной в 1 1/2 аршина, принадлежащий глубокой древностис надписью, уже истершейся. Говорят, что он поставлен над погребенной какою-то греческой девицей. Подобные два каменные креста находятся в урочище Староселье на возгорье. По преданию там также когда-то очень давно была церковь. По штатам Антоновская церковь причислена к 4-му классу; земли имеет с хутором 79 десятин. Из священников служивших при церкви замечательны.

1) Иаков Волковинскии, посвященный в Уневе 15-го мая 1741 года по презенте, данной 13-го августа 1740 года, в Ополе, гетманом, князем Вишневецким. Он испросил у княгини Екатерины Мнишек для церкви, кроме прежних земель, хутор, снабдил церковь богослужебными православного издания книгами, купленными большей частью за собственные деньги. При нем устроены в церкви и доселе остающиеся благолепные резные иконостасы, устроенные, как говорят по его начертанию на место прежних холстяных. Сам собственноручно вел метрические и другие церковные книги, любил редкую чистоту в писании, так что его труд может служить образцом для подражания его приемников. Нравом был тих, набожен и общителен Священствовал при церкви долго и при ней погребен.

2) Григорий Корнилович, перешедший из Белиевки 1790 года ввел в приходе Антоновском так называемое церковное братство, которого цель состояла в попечении о церкви и ее нуждах. Братство состояло из 48 почтенных хозяев разделенных на 4 разряда, в каждом по 12 человек. Всякому из сих лиц вменено было в обязанность содержать в церкви собственным иждивением приготовленную большую свечу и употреблять оную в церкви при чтении Евангелия и проч. Первый разряд вступал в свою должность в первые три месяца года, потом отходил на сторону, а вместо ее занимал второй разряд и так далее. Кроме этой наружной службы каждый член братства должен был сохранять трезвость, честность и добросердечную расположенность к церкви. В Антоновской церкви хранится на польском наречии инструкция для подобных братств, которые во время унии заводимы были, по настоянию духовенства во всех приходах. В 1795 году Корниловский воссоединился к православию со всеми своими прихожанами. Но это радовавшее его дух событие принесло ему неожиданные огорчения Тогдашний владелец Александр Подгорский, возвратясь из заграницы и узнав о воссоединении его подданных (так именовались тогда крестьяне), происшедшем вопреки его желаниям, немедленно призвал Корниловича, выразил ему сильное свое негодование за введенное им благочестие, объявил, что он уже ему и прихожанам навсегда чужд, отказал ему и всем будущим православным Антоновским священникам в личном свидании с собою и тогда же предположил выстроить в Антонове каменный костел, который действительно и построил спустя несколько лет, то есть в 1810 году. Священник Корнилович уже в 1796 году принужден был перейти в Самгородок, где и умер. Прихожане говорят, что он был искусный проповедник слова Божия из уст.

3) Матфей Бобровницкий, рукоположенный в Шаргороде, прибыл на приход 1797 года. Вначале его священства возникали притязания владельца к церковным угодьям, из коих он желал отторгнуть хотя часть. Священник избегая изнурительных процессов, не всегда оправдывающих истину, действовал против притязаний рассудительным убеждением и терпением и защитил этим церковное достояние. Он заботился также о благолепии и устройстве церкви и усильными трудами построил ныне принадлежащий церкви дом, без малейшего содействия при этом со стороны владельца. Скончался 9-го мая 1828 года. На гробе его поставлен каменный памятник тремя его сыновьями, из коих 1 доктор, другой профессор, а третий священник.

Нынешний владелец Антонова в 1848 году построил близ костела великолепный каменный дворец. Он с семейством и его оффициалисты составляют прихожан Антоновского латинского костела. Паства не многолюдная, но бесспорно могущественная!…

Дополнение: Антонов. О Розволожье, принадлежавшем в 1592 году к Белоцерковскому староству, находившемуся в заведовании князя Януша Осгрозского и подстаросты князя Дмитрия Курцевича Булыги, и о нападении на грунта Розволожские гетмана Христофора Косинского, упоминается в жалобе первого, напечатанной в Арх. Ю. 3. Р., том I, стр. 32.

*В обозрении могил Фундуклея говорится о Разволожье (Радволжье), с приписанием ему 7-ми церквей, стр. 48. Но мы не считаем этого печатного известия фактом, потому что оно заимствовано из того же источника, из коего почерпаем мы наши известия — народного предания.

** Вот ее титул, выписанный из презенты данной ею священнику Волковинскому: «Екатерина изъ Замойскихъ Мнишхова, подкоморина Велькіего Ксіенжства Литевскіего; Яворовска, Шуровска Голубска и проч. Старостина, на Княжестве Вишневецкомь и ключу ВолодарскомъДедична панип.

1 комментарий

  1. Цибульський Володимир Всеволодович:

    За переписом 1897 року: православні — Андрейчук Башаркін Березовський Білан Боговик Борозенко Бугай Буняк Бурий Бурка Вирич Вознюк Врублевський Гайдук Галамага Галамаго Гасло Гибелинда Гільченко Гнидовець Гордієнко Грабар Грінчей Грінчій Гуцалюк Денесюк Денисюк Дигаль Дишель Дмитрик Добриднік Дрєнякін Замно Знамеровський Карабач Карпенюк Климчук Козаченко Козуб Колесник Конончук Копьяк Корогвинський Короленко Костюк Крисенко Литвинюк Лихіч Логвинюк Луцкевич Максименко Марчук Масорко Мельник Міняйло Моргун Нікітьєв Новак Огородник Олейник Олейниченко Орел Остаписько Паламарчук Панасюк Пантель Пигулик Подгорецький Подмайстрич Подмастрич Преймак Преймаченко Пугач Радзивил Руденко Свинар Синько Скакун Скоць Сокурець Солоденко Соломянний Сорока Сотниченко Сташук Терещенко Тимофєєнко Тригубенко Хвостенко Цапок Цегельник Чаюн Чемерис Чехмістер Чорномаз Шевчук Шильменко Якименко Ященко; магометани — Шегідевич і Якшигільдін, а також юдеї Бєлєцький Вайнштейн Гольдман Кац Стульський Яновський Ярославський (ДАКО ф.384 оп.10 спр.44-46; справа 43 без доступу). unclelado@ukr.net

Ваш комментарий