Меню Закрыть меню Историко-генеалогическая
база данных Украины

Антонов

Административно-территориальное деление

Антонов (укр. Антонів) — село, центр сельского совета Сквирского района Киевской области. В ХІХ столетии село Сквирского уезда Киевской губернии.

Cело относится к историко-этнографическому региону Среднее Поднепровье (Надднепрянщина).

Похилевич Л. И. Сказания о населенных местностях Киевской губернии 1864 г.

Антонов село; причина названия и время происхождения этого села неизвестна. По древнему преданию жители утверждают, будто на месте этого села был в старину город Разволожье, имевший значительное население и несколько церквей и что этот город до основания разрушен татарским нашествием. Остаток земляных существующих в урочище Староселье на подобии крепости, огибающей южную сторону речки на пространстве более 50 десятин, открываемое по местам множество костей человеческих, находимые иногда древние монеты серебряные и медные, случавшиеся провалы земли от неизвестных погребов, по видимому подтверждают народное предание о Разволожье, хотя мы и не знаем письменных актов, которые бы могли засвидетельствовать о нем*. Достоверно только то, что Антонов считался местечком. В презенте данной князем Вишневецким священнику Захарию Наумовичу 1723 года так оно прописывается, да и старожилы помнят еще бывшие торги и ярмарки. Они прекратились только 1790 года и Антонов с этого времени стал называться селением. Селение расположено на ровном месте, на земле очень плодородной, по обеим сторонам реки Березянки и впадающего в нее ручья, выше озера Лабенщины начинающегося. Земли к имению принадлежащие, в количестве 4142 десятины, лесом скудны. Примечательности окрестностей села составляют 4 древних могилы, из коих одна называется Яхнихой, яр Костовня и озеро Лабенщина. Кому Антонов принадлежал до восстания Малороссии, произведенного иезуитами и их унией, мы не знаем. После окончательного же усмирения края при Петре Великом и высылки последнего врага поляков Семена Палия, Антонов со многими прилегающими селениями и местечками, принадлежит в 1723 году к обширным имениям князя Михаила Корыбута-Вишневецкого; в 1765 году к Володарскому ключу княгини Екатерины из Замойских Мнишек**. В 1770 году Антонов приобретен Михайловским, а через год Михаилом Бальтазаром, Подгорским, внук коего Игнатий Иванович Подгорский с 1834 года, владеет Антоновым (латин. испов., 3 сына: Август 1841, Леон 1846, Михаил 1847 г.). Жителей обоего пола считается в селении: православных 2059, римских католиков и других раскольников 32, евреев 24. Еще в половине прошлого века жителей числилось в Антонове, как видно из некоторых церковных актов, не более 1000. Значительное прибавление жителей произошло наиболее в 1770 году, когда Михаил Подгорский, купивши Антонов, перевел на здешние плодородные земли из Волынского своего имения села Борок до 30 семейств; потом в 1835 году, когда нынешний владелец в следствие раздела с братьями отческих вотчин, перевел из Березной 12 семейств.

Жители Антоновские, подобно всем окрестным жителям губернии — искони православные; и хотя при Польском правительстве в прошлом веке несколько раз имели священников от разъединенных со вселенской церковью иерархов Киевских, но как сами священники, так и жители всегда только в православии признавали благочестие; латинство же и его дочь — унию признавали заблуждением временно допущенным Богом, которое им силой навязало Польское правительство. О привязанности к православию свидетельствовали: 1) что все церковные книги, по коим совершалось богослужение при так называемой унии, были православного издания, особенно те, которые жертвуемы были в церкви прихожанами. Из визит или обзоров церквей совершенных по поручениям Унигских архиереев деканами и другими начальствующими духовными лицами, коих приверженность папству и Завислянская национальность не подлежала никакому сомнению, видно, что почти в каждой церкви они находили богослужебные книги, печатанные в типографиях Киева и Москвы и в своих декретах reformationis (поправления) заставляли прихожан и приходское духовенство переменять их на издания типографий унигских.

2) В весьма многих приходах, считавшихся унигскими находили священников с упорством поминавших в церквах публично, вместо Римского папы, Святейший Всероссийский Синод.

3) Писание икон везде производилось по Греческому вкусу с подписями славянскими и греческими. Тоже следует сказать о церковном напеве и вообще всей обрядности. Все это следует отнести и к Антоновским жителям прошлого века. Некоторые из них, люди престарелые, заметные рассудительностью, честностью и долгим житием, слышали и сами помнят, как уния два раза силой была вводима в Антонове. Именно: в первый раз около 1760 года пред Колиивщиной введенная, продолжалась несколько лет; потом в Колиивщину возвратилось благочестие. Затем опять по настоянию правительства и латинского духовенства, столь могущественного в Польше, уния введена и продолжалась непрерывно до падения в 1795 году самого езуигского королевства.

Церковь в Антонове деревянная, трехкупольная, во имя Благовещения пресв. Богородицы, построена 1741 года, близ старой церкви, как значится в визите этого года (Тетиевского деканата). Жители, по преданию говорят, что церковь существовавшая до 1741 года сгорела в день святого Илии, 20-го июля. Прихожан к ней принадлежало во время визиты 100 дворов в Антоновке, 20 в Шалиевке. До 1795 года на хорах нынешней церкви был другой престол во имя великомученицы Варвары, впрочем необходной и с малым иконостасом. Самые иконы в 1831 году перенесены с хор в северный предел. В 1818 году церковь покрыта железом, а в 1831 году расширена пристройкой двух приделов и отнятием бывшего при ней опасания. Колокольня построена вновь в 1849 году, а старая разобрана. Причем как колокольня, так и церковь выкрашены снаружи масляными красками, а кресты позлащены. Иконостас церковный сделан, как видно из надписи на иконе, 1761 года. На погосте близ церкви есть крест из камня иссеченный, вышиной в 1 1/2 аршина, принадлежащий глубокой древностис надписью, уже истершейся. Говорят, что он поставлен над погребенной какою-то греческой девицей. Подобные два каменные креста находятся в урочище Староселье на возгорье. По преданию там также когда-то очень давно была церковь. По штатам Антоновская церковь причислена к 4-му классу; земли имеет с хутором 79 десятин. Из священников служивших при церкви замечательны.

1) Иаков Волковинскии, посвященный в Уневе 15-го мая 1741 года по презенте, данной 13-го августа 1740 года, в Ополе, гетманом, князем Вишневецким. Он испросил у княгини Екатерины Мнишек для церкви, кроме прежних земель, хутор, снабдил церковь богослужебными православного издания книгами, купленными большей частью за собственные деньги. При нем устроены в церкви и доселе остающиеся благолепные резные иконостасы, устроенные, как говорят по его начертанию на место прежних холстяных. Сам собственноручно вел метрические и другие церковные книги, любил редкую чистоту в писании, так что его труд может служить образцом для подражания его приемников. Нравом был тих, набожен и общителен Священствовал при церкви долго и при ней погребен.

2) Григорий Корнилович, перешедший из Белиевки 1790 года ввел в приходе Антоновском так называемое церковное братство, которого цель состояла в попечении о церкви и ее нуждах. Братство состояло из 48 почтенных хозяев разделенных на 4 разряда, в каждом по 12 человек. Всякому из сих лиц вменено было в обязанность содержать в церкви собственным иждивением приготовленную большую свечу и употреблять оную в церкви при чтении Евангелия и проч. Первый разряд вступал в свою должность в первые три месяца года, потом отходил на сторону, а вместо ее занимал второй разряд и так далее. Кроме этой наружной службы каждый член братства должен был сохранять трезвость, честность и добросердечную расположенность к церкви. В Антоновской церкви хранится на польском наречии инструкция для подобных братств, которые во время унии заводимы были, по настоянию духовенства во всех приходах. В 1795 году Корниловский воссоединился к православию со всеми своими прихожанами. Но это радовавшее его дух событие принесло ему неожиданные огорчения Тогдашний владелец Александр Подгорский, возвратясь из заграницы и узнав о воссоединении его подданных (так именовались тогда крестьяне), происшедшем вопреки его желаниям, немедленно призвал Корниловича, выразил ему сильное свое негодование за введенное им благочестие, объявил, что он уже ему и прихожанам навсегда чужд, отказал ему и всем будущим православным Антоновским священникам в личном свидании с собою и тогда же предположил выстроить в Антонове каменный костел, который действительно и построил спустя несколько лет, то есть в 1810 году. Священник Корнилович уже в 1796 году принужден был перейти в Самгородок, где и умер. Прихожане говорят, что он был искусный проповедник слова Божия из уст.

3) Матфей Бобровницкий, рукоположенный в Шаргороде, прибыл на приход 1797 года. Вначале его священства возникали притязания владельца к церковным угодьям, из коих он желал отторгнуть хотя часть. Священник избегая изнурительных процессов, не всегда оправдывающих истину, действовал против притязаний рассудительным убеждением и терпением и защитил этим церковное достояние. Он заботился также о благолепии и устройстве церкви и усильными трудами построил ныне принадлежащий церкви дом, без малейшего содействия при этом со стороны владельца. Скончался 9-го мая 1828 года. На гробе его поставлен каменный памятник тремя его сыновьями, из коих 1 доктор, другой профессор, а третий священник.

Нынешний владелец Антонова в 1848 году построил близ костела великолепный каменный дворец. Он с семейством и его оффициалисты составляют прихожан Антоновского латинского костела. Паства не многолюдная, но бесспорно могущественная!…

Дополнение: Антонов. О Розволожье, принадлежавшем в 1592 году к Белоцерковскому староству, находившемуся в заведовании князя Януша Осгрозского и подстаросты князя Дмитрия Курцевича Булыги, и о нападении на грунта Розволожские гетмана Христофора Косинского, упоминается в жалобе первого, напечатанной в Арх. Ю. 3. Р., том I, стр. 32.

*В обозрении могил Фундуклея говорится о Разволожье (Радволжье), с приписанием ему 7-ми церквей, стр. 48. Но мы не считаем этого печатного известия фактом, потому что оно заимствовано из того же источника, из коего почерпаем мы наши известия — народного предания.

** Вот ее титул, выписанный из презенты данной ею священнику Волковинскому: «Екатерина изъ Замойскихъ Мнишхова, подкоморина Велькіего Ксіенжства Литевскіего; Яворовска, Шуровска Голубска и проч. Старостина, на Княжестве Вишневецкомь и ключу ВолодарскомъДедична панип.

Ваш комментарий