Меню Закрыть меню Историко-генеалогическая
база данных Украины

Лесовичи

Административно-территориальное деление

Лесовичи (укр. Лісовичі) — село, центр сельского совета Таращанского района Киевской области. В ХІХ столетии село Таращанского уезда Киевской губернии.

Лесовичскому сельскому совету подчинено село Потоки.

Похилевич Л. И. Сказания о населенных местностях Киевской губернии

Лесовичи, село в 3-х верстах от города Таращи, при речке Котлуе, на почве черноземной по местам только глинистой и песчаной. Жителей обоего пола: православных 2647, римских католиков 38. Здесь находится владельческое управление Лесовичского ключа, к коему причисляется до 4000 ревиз. душ в следующих селах и деревнях:

Лесовичах,Кривой, Николаевке, Кирданах, Хрещатом Яру, Бавкуне, Чернине, Юшковом Роге, Улашовке, Великой Вовнянке.

Село получило название от лесистых мест, которыми окружается. Есть предание, что на месте его был прежде город Самбор, в коем бьио 7-мь церквей. И теперь есть еще 2 каплицы, поставленные в память того, что на тех местах были церкви: одна во имя Покрова Пресвятой Богородицы, на месте называемом Дубицке, а другая во имя св. Николая на «старом месте». На этом последнем месте, в горе, выдавшейся в реку, открыт подземный погреб с ходами прорытыми в разных направлениях. Впрочем в погребах ничего не наедено. Вообще в Лесовичах валы, бугры, городища и церковища свидетельствуют о населении и важности этого места в давно прошедшее время. Здесь же по преданию находился монастырь Николаевский, впоследствии, по разорении Татарами Самбора, перенесенный в Богуславль. Замечательно, что в Лесовичах до ныне есть несколько крестьян, называющихся Самборцами. Город Самбор находится в Галиции, и может быть Галичане, выведенные в Киевскую землю великим князем Ярославом, назвали свое селение Самбором, в воспоминание о родине. В прошлом веке Лесовичи принадлежали уже к Таращанскому старосгву; в начале текущего — барону Оггеру, продавшему в 1820 году покойной графине Александре Васильевне Браницкой.
Ныне существующая приходская церковь деревянная, во имя Рождества пресв. Богородицы, построена прихожанами в 1797 году, на место прежней дубовой, описанной в визитах за 1741 год Тетиевского деканата и за 1746 Богуславского. В визитах тех между прочим значится, что описываемая церковь была построена 1731 года, вместо еще давнейшей, что приходских дворов в Лесовичах 80 и в Березянке 14, что дзвоница при ней была стара с тремя дзвонами и проч.* В народе осталось предание, что когда жители Лесович возвратились после руин в свое село, то нашли церковь, заросшую лесом. Вероятно эта церковь предшествовала построенной 1731 года. Лесовичская церковь по штатам отнесена к 3-му классу; земли имеет 39 десятин.
К ней причислена деревня Николаевка, бывшая собственностью давнего Николаевского монастыря. Деревня эта, окруженная лесом, отстоит от Лесович в 4-х верстах. Жителей обоего пола 433. Она замечательна тем, что близ нее находится 30 древних могил, как бы собранных в кучу, на несколько шагов одна от другой. Кажется они обозначают место какой-то большой битвы или древнего языческого кладбища. Время построения их должно отнести к глубокой доисторической древности. В прошедшем столетии на этом месте был уже древний лес; могилы эти стоят в 4-х верстах от Лесович, в 3-х от вала атаманского, в том же лесу находящегося и в 8-ми от вала идущего к городу Тараще. Атаманский вал начинается в 4-х верстах от Таращи в лесу принадлежащем городу, проходит лес села Николаевки и оканчивается у села Хрещатых Ярах. В длину имеет 2 версты.
Дополнение: Лесовичи. Отдельные части села носят названия: Седлецкой слободы и Потока. Лесовичский ключ от невестки покойной графини А. В. Браницкой, графини Розы Станиславовны, подарен в 1854 году сыну графу Александру Владиславовичу Браницкому. Общество крестьян Лесович, Седлецкой Слободы и Потока по силе выкупного договора 1863 года приобрело в собственность 2514 десятин земли за 104161 рубль.
Дополнение: Николаевка. По выкупному договору 1863 года крестьяне приобрели в собственность 410 десятин за 17397 рублей.

 * Из визиты Лесовичской церкви за 1746 год выписываем декрет reformations, какими обыкновенно оканчивались визиты каждой церкви, находя в нем одно из доказательств насильственного введения у нас унии: Przet nami nizej wyrazonemi vizitatorami, na terminie dzisiejszem, pod czas vizity, X. Bazili Jwanowicz, paroch Lisowicki pokazal sie, ze pod czas wychodu wielkiego i na innych ekteniach nie S-go Ojca Papieza Rzymskiego, ale Правительствующий Синод Moskiewski spomina, i za nego, contra professionem fidei, majestat Bozki blaga; sanctissimam Ewcharistiam nie na oltarzu, ale na жертвеннику, contra ritum ecclesiae, pozywa, sev consummue; nie w puszce nalezytej z iednym wierchiem cynowej przenajswietszej eveharistii, ale tylko w starodawnej z trzema wierschami olowianej, cum summa irreverentia sanctissimi, conservuie; za cialem umarlego, nie przed, jako za religuiami, przeciwko dekretom i constytucijom dyecesalnym, chodzi; po jarmarkach, cum prostitutione status sui, bez potrzéby wloczysie; wody swieconej w cerkwi nie konserwuie, humerala nie uzywa; purifikatorzów czystych niema; cymborium w cerkwi niema. Przeto-onego, pro promissis, winnym uznawszy, aby ante omnia professionem fidei catholiae in continenti ucynit ас insuper, aby in vim sevérioris paenae prosupra allegatis inconvenienties per ipsum, pairáis grzywien 30 in instonti do rqk W-go instygatora niniejszego oddat, y rékollekcyie duchoume w Tdastorze Bilibwsldem, ktore aby za tydzieh od daty dzisiesszej zaczawszy przy zwyklych mortifikacijach priez niedziel szesc contenujac wypétnit, nakazuiemy; a zéby od tych czas za S-go Ojea Papieza Rzyrnskiego, jako widoma gtowe Kosciola Bozego (sic!), a nie za Prawiteltwujuszczy Synod Moskiewski majestat Boski btagat; przenajswietsza Ewcharistije w puszce ordijnarijnej z jednym werzchiem, ktora i teraz w cerkwi znajduiesie, conserwowal; przed, nie za cialem umarlego, chodzil; po jarmarkach bez potréby nie wtoczylsie; wode swiecona w cerkwi trzymal; humerata uzywát; purificatorze czyste mial; w metrice chrzczqcychsie, szlybnych I umiraiqcych wszystkich pilnie i porzadnie pisal, pod kara odsadzenia od parochii i innemi surowiemi…

3 комментария

  1. люда:

    Если хоть хто когда нибудь прочтет мой коммент, пускай тот человек знает, я ищу свою родню.мой дед Голота Иван Лазаревич.родился в 11 году в Лесовичах Таращанского района Киевской области.в семье было 11 детей. С материной стороны фамилия как помню Загреба. С дедовых рассказов много не помню, только то, что по продразверстке возили хлеб на подводах на больницу, и что потом он на шахтах работал 5 бис и семь восемь

  2. люда:

    Ой, не больницу а Ольшаницу

Ваш комментарий