Мировка

Административно-территориальное деление

Мировка (укр. Мирівка) — село, центр сельского совета Кагарлыкского района Киевской области. В ХІХ столетии село Киевского уезда Киевской губернии.

Село относится к историко-этнографическому региону Среднее Поднепровье (Надднепрянщина).

Похилевич Л. И. Сказания о населенных местностях Киевской губернии 1864 г.

Мировка село в 5-ти верстах от с. Гороховатки при ручье Мире, близ Гусачовки начинающемся. Жителей обоего пола: православных 1485, римских католиков 11, евреев 13; земли 3134 десятины. Мировка основана в половине прошедшего века графом Яном Мира, владевшим Германовским староством. В 1792 году в ней было уже 68 дворов, а жителей 374 мужского и 318 женского пола лиц. Ныне село принадлежит известному гуманностью своих тенденции, Киевскому уездному предводителю дворянства Владимиру Ивановичу Бутовичу, который первый из дворян устроил покупку крестьянами за 60541 р. своих земельных наделов, и сделал для них значительные пожертвования землями, деньгами и добрыми советами. Вокруг Мировки по полям разбросано множество древних могил.

Церковь Преображенская, деревянная, 5-го класса; земли имеет указную пропорцию. Построена в 1800 году покойным помещиком Иваном Федоровичем Бутовичем. До построения настоящей церкви существовала каплица, описанная в визите Каневского деканата за 1792 год следующим образом: «Каплица Мировская, принадлежащая къ приходской Германовской церкви, заложена по разрешению митрополита Феодосия Ростоцкого, 2-го іюня 1790 года, а 15-го декабря того же года освящена. Каплица эта устроена на месте ровномъ, обширномъ и веселомъ, на подобіе дома, вымазана снаружи и внутри белой глиной, безъ потолка, вместо которого служит соломенная крыша. Пять окот чистаго стекла без решетокь. Одни двери на жгьлезныхъ завесахъ, висячиш замком запирающіеся; пола нетъ. На месте иконостаса 4 образа намесстныхъ и царскіе врата, по выше коихъ икона Матери Божей подъ стекломъ. Церковная утварь и богослужебныя книги недостаточны; но св. чаша сь приборомъ и сосудь для хранены запасныхъ святыхъ даров — серебряныя-позлащенныя. Вместо колокольни два столба, на коихъ висит два небольшихъ колокола, да въ каплице лежить два колокольчика, изъ коихъ одинъ пожичень вь Яновской церкви. Церковь и колокольня не огорожены». Священникомъ во время визиты быль Григорій Лободовскій, «отмеченный по воспитанию rudis, (не имеющий академического атестата), но обычаев хвалебныхъ, посвящен въ 1785 году въ Радомысле за духовного помощника превелебному Макарію Андріевскому, декану Каневскому и настоятелю Миколаевскому». По окончании же каплицы, Лободовский утвержден 1-го июля 1791 года униатский митрополитом в Радомысле священником мировского прихода. Но еще в 1792 году для церкви этой земель не было отведено.

Дополнение: Мировка. О графе Мира у жителей осталось воспоминание, что он был очень добрый пан; не обременял их повинностями, которые при нем составляли в 14 днях панщины, требовавшихся от каждого двора. За эту небольшую повинность каждый имел право выпасать на степи свой скот, занимать пахотной земли, сколько мог обработать, запруживать для собственной пользы ставки. Мира убит, по словам жителей, в Литве. Совершенно противоположное рассказывается жителями о поступившем после Миры помещике Моршковском, которого даже вид жителям был противен. О поступлении Мировки в подданство И Ф. Бутовичу записан в церковной летописи рассказ, как он приехал на Троицын день в сельскую корчму в виде путешественника, как заговорил с жителями по-малороссийски, а не по-польски, как объявил себя владельцем, приказав выкатить бочку горелки и проч. Есть основание полагать, что церковь, построенная 1790 г. была не первой; ибо на иконостасе есть надпись 1701 года; а по народному преданию, перед священником Лободой долго священствовал в Мировке Вовк, происходивший из жителей села Ставов. О том, как мировцы приняли польских повстанцев в 1863 году, см в современных известиях.

Ваш комментарий