Меню Закрити меню Історико-генеалогічна
база даних України

Львов

Административно-территориальное деление

Львов (укр. Львів) — город областного подчинения Львовской области.

Львовскому городскому совету подчинены: пгт Рудное, город Винники, пгт Брюховичи.

Город относится к историко-этнографическому региону Галиция (Галичина).

Большая Советская Энциклопедия 1969 — 1978 гг.

Львов, город, центр Львовской области УССР. Расположен в холмистой местности, на водоразделе рек Буг и Днестр. Узел железных (линии на Киев, Одессу, Мостиску, Ивано-Франковск — Черновцы, Стрый — Чоп и другие) и шоссейных дорог. Аэропорт. Город делится на 5 городских районов. 594 тысяч жителей в 1973 (340 тысяч в 1939, 411 тысяч в 1959).

Впервые упоминается в летописи под 1256. Основан галицко-волынским князем Даниилом Романовичем, давшим городу имя сына Льва. В 13—14 веках Л. — крупный ремесленно-торговый центр; население Л. активно боролось против монголо-татар. В 1356 добился магдебургского права. В 1349 захвачен польскими феодалами; в 1370—87 в составе Венгрии, с 1387 — снова у Польши. В 16 веке возникло Львовское братство (см. Братства), которое сыграло значительную роль в борьбе украинского народа против польско-шляхетского национально-религиозного угнетения. В 1704 город взят шведами. При 1-м разделе Речи Посполитой (1772) в составе Галиции отошёл к Австрии и был назван Лемберг. Во время буржуазной революции в Австрии, в ноябре 1848, во Л. произошло восстание. С развитием капитализма Л. — промышленный, торговый и культурный центр Галиции. В 1867—1918 в составе Австро-Венгрии. На рубеже 19—20 веков во Л. жил и работал украинский писатель, революционер-демократ И. Я. Франко. В 1901—03 Л. — один из пунктов, через которые ленинская газета «Искра» нелегально переправлялась в Россию. 2 июня 1902 во Л. произошли уличные бои между рабочими и австрискими войсками. Во время 1-й мировой войны 1914—18 Л. с сентября 1914 по июнь 1915 был занят русскими войсками. После распада Австро-Венгрии власть во Л. захватила буржуазно-националистическая «Национальная рада» (1 ноября 1918), провозгласившая образование в Галиции так называемой «Западно-украинской народной республики». 21 ноября 1918 Л. захватила панская Польша; в 1919—39 — административный центр Львовского воеводства. Под руководством Коммунистической партии Западной Украины (КПЗУ) трудящиеся города боролись за своё социальное и национальное освобождение, за воссоединение с Советской Украиной (политические демонстрации 1922, стачки 1929—30 и др.). 22 сентября 1939 Л. освободила Красная Армия и с 1939 (год воссоединения Западной Украины с УССР) Л. — областной центр УССР. 30 июня 1941 Л. был захвачен немецко-фашистскими войсками, нанёсшими городу большой ущерб. Освобожден Советской Армией 27 июля 1944 (см. Львовско-Сандомирская операция 1944). Уже в первую послевоенную пятилетку под руководством Коммунистической партии и при братской помощи русского народа город и его промышленность были полностью восстановлены. В последующие десятилетия во Л. получили дальнейшее развитие экономика, наука и культура. В 1971 город награжден орденом Ленина.
Современный Л. — крупный промышленный центр Украины. В 1972 валовая продукция промышленности увеличилась по сравнению с 1940 в 61,7 раза. Ведущее место занимает сложное машиностроение; в его составе выделяются предприятия автомобильной промышленности и подъёмно-транспортного машиностроения (заводы: автобусный, автопогрузчиков, конвейерно-строительный), радиопромышленности (телевизионный завод), электронной промышленности (завод кинескопов), медико-инструментальной промышленности (завод радиоэлектронной медицинской аппаратуры), сельскохозяйственного машиностроения («Львовсельмаш»), газовой аппаратуры и другие. Заводы: «Львовприбор», биофизических приборов, инструментальный, фрезерных станков, алмазного инструмента. Крупные предприятия лёгкой (производство обуви, трикотажа, швейных изделий), пищевой (молочный, масложировой, мясной комбинаты, пивоваренный и винодельческий заводы, кондитерские фабрики и др.) промышленности. Имеются стекольные керамические заводы, предприятия по производству железобетонных изделий, нефтеперерабатывающий, химико-фармацевтический, лакокрасочный заводы и предприятия полиграфической промышленности, производство мебели, картона, музыкальных инструментов и др.

Ранние памятники архитектуры Л. сохранились либо в почти полностью перестроенном виде (костёлы Марии Снежной и Иоанна Крестителя), либо в фрагментах, включенных в позднейшие постройки (белокаменная церковь св. Николая — все три храма известны с 13 века), или в руинах. В центральных кварталах Л. вокруг площади Рынок много памятников гражданской (преимущественно жилой) и культовой архитектуры (главным образом 16—19 веков): готический кафедральный собор (1360—1493, архитектор П. Штехер, М. Гром и другие, реставрирован в 18 веке; скульптурное убранство и росписи — ренессанс и барокко; скульптурные надгробия и резные алтари 16—17 веков) с капеллами (усыпальницами) в стиле ренессанс — Боимов (1609—17) и Кампианов (1609—29, архитектор Павел Римлянин); Армянский собор [первоначальное ядро (1363—70) в духе армянской архитектуры 12—13 веков]; в стиле ренессанс — комплекс сооружений Львовского братства [Успенская церковь (1591—1631, архитекторы П. Римлянин, В. Капинос, А. Прихильный), колокольня (башня) Корнякта (1572—78, архитектор П. Барбон), часовня Трёх святителей (1578—91)], комплекс жилых зданий на площади Рынок (в том числе «Черная каменица», конец 16 — начало 17 веков; дом Корнякта, 1580, архитектура в стиле классицизма — Рынок (ныне горсовет; 1827—35 перестроена), жилые дома конца 18 — начала 19 веков (в том числе на улицах Армянской, Краковской, Театральной). В стиле барокко — костёлы бернардинцев (1600—30, архитекторы П. Римлянин и А. Прихильный) и доминиканцев (1749—64, архитекторы Ян де Витт и М. Урбаник), Королевский арсенал (ныне областной архив; 1630-е годы, архитектор П. Гродзицкий), собор св. Юры (1744—70, архитекторы Б. Меретин, С. К. Фессингер). Со 2-й половины 19 века Л. застраивался эклектичными и стилизаторскими зданиями: бывшее здание Галицкого сейма (ныне Львовский университет имени И. Франко; 1877—81, архитектор Ю. Гохбергер), Львовский академический театр оперы и балета имени И. Франко (1897—1900, архитектор З. Горголевский), бывшее здание страхового общества «Днестр» (1905, архитекторы И. И. Левинский, А. О. Лупшинский и другие). В советское время по генеральному плану строительства и реконструкции Львова (утвержден в 1956; скорректирован в 1966, архитекторы А. В. Барабаш, А. И. Станиславский, И. С. Персиков и другие) ведётся большое жилищное строительство (в том числе жилой район по улице Богдана Хмельницкого, 1962—73, архитекторы Н. В. Микула и Я. И. Назаркевич), возводятся общественные здания (корпуса — химико-технологического факультета, 1968, архитектор Н. В. Микула, и лабораторный с библиотекой, 1972, архитекторы П. П. Марьев, Г. И. Рахуба-Козюра, Р. П. Юхтовский — Львовского политехнического института; гостиница «Львов», 1969, архитекторы А. Д. Консулов, П. П. Конт, Л. Д. Нивина). Памятники: В. И. Ленину (бронза, гранит, 1952, скульптор С. Д. Меркуров); А. Мицкевичу (бронза, гранит, 1905, скульпторы А. Л. Попель, М. И. Паращук); «Холм Славы» — архитектурно-скульптурный комплекс кладбища советских воинов (1946—52, архитекторы А. В. Натальченко и Г. Л. Швецко-Винецкий, скульпторы М. Г. Лысенко и В. Ф. Форостецкий); памятник И. Франко (гранит, 1964, скульпторы В. Н. Борисенко, Д. П. Крвавич, Э. П. Мисько, В. П. Одрихивский, Я. И. Шека, архитектор А. М. Шуляр); Монумент боевой славы Советских Вооруженных Сил (бронза, гранит, 1971, скульпторы Д. П. Крвавич, Э. П. Мисько, Я. Н. Мотыка, художник-монументалист А. П. Пирожков, архитекторы М. Д. Вендзилович и А. С. Огранович); памятник Я. Галану (бронза, гранит, 1972, скульптор А. П. Пылев, архитектор В. И. Блюсюк).

Л. — один из крупных культурных центров Украины. Имеется 10 вузов (в том числе университет, политехнический, медицинский, полиграфический, лесотехнический, сельскохозяйственный институты) и 26 средних специальных учебных заведений. В Л. организован Западный научный центр АН УССР. В городе около 40 научно-исследовательских учреждений, в том числе 11 в системе АН УССР.
В 1971 в Л. работали: Академический театр оперы и балета имени И. Франко, Украинский драматический академический театр имени М. Заньковецкой (с драматической студией), Театр юного зрителя, Театр Советской армии, Театр кукол. Имеются цирк, филармония (в составе которой симфонический оркестр, хоровая капелла «Трембита», эстрадные коллективы), консерватория с оперной студней, музыкальное училище, хореографическая школа, народные театры. Имеется 10 музеев, в том числе: филиал Центрального музея В. И. Ленина, Исторический музей, Львовский музей украинского искусства, картинная галерея (основана в 1907; русское, украинское и западноевропейское искусство 14—20 веков), Музей этнографии и художественных промыслов АН УССР (создан в 1951; преимущественно украинское декоративно-прикладное искусство 16—20 веков), Музей народной архитектуры и быта (основан в 1971; деревянная архитектура западных областей Украины). Телецентр.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона 1890 — 1907 гг.

Львов — (малорусск. Львив, Львивгород, Львигород, польск. Lwów; нем. Lemberg, прежде Löwenburg; лат. Loepolis] — главный город австрийской области Галиции, в ее восточной, русской части, на р. Пелтве, на высоте 278 м между холмами; на вершине самого высокого из них видны развалины древнего города — кремля. Местопребывание русского греко-католического (т. е. униатского) митрополита, римско-католического (латинского) и армяно-католического архиепископов, евангелического суперинтендента и верховного (областного) еврейского раввина. Население Л. состоит из поляков, евреев, немцев и русских. По переписи 1890 г., жит. было 127943 (64102 м. и 63841 ж.); главную их массу составляли поляки. Рим.-католиков 67286, греко-католиков (униатов) 21876; евангелич. исповедания 2061, евреев 36131. Л. состоит из внутреннего города и четырех предместий. 14 католических церквей, 1 униатская, 1 армянская, 1 евангелическая, много часовен (каплиц) и монастырей (в том числе 8 женских), синагога и 11 еврейских молитвенных домов. Римско-католический собор (внутренняя отделка в позднеготическом стиле, с фресками); армянский собор в армяно-византийском стиле (1437), со статуей св. Христофора; доминиканская церковь по образцу собора св. Петра в Риме. Древнейшие церкви в городе — греко-католическая во имя св. Николая (1292 г.) и римско-католическая в честь Пресв. Марии Снежной, построенная в 1342 г. первыми поселившимися в городе немцами. Городская ратуша с башней в 80 м высоты; большой театр граф. Скарбек (1843 г.), в котором даются польские драмы и итальянско-польские оперы. Францевский у нив., основанный в 1784 г. и в 1803 г. обращенный в лицей, в 1817 г. был снова восстановлен; в 1893-94 г. пополнен присоединением медицин. факультета. Язык преподавания до 1862 г. был немецкий; теперь лекции читаются на польском языке. До 1810 г. на богословском факультете лекции читались даже на русском языке, для русских униатов. Профессоров и доцентов в 1892 г. было 64, студентов и слушателей — 1283. Университету принадлежат библиотека (85000 том., 389 рукописей, 10500 шт. медалей и монет), другие коллекции, ботанический сад со школой садоводства. Римско-католическая и греко-католическая духовные семинарии, политехникум, 4 гимназии, прогимназия, реальное училище, училище для приготовления офицеров ополчения (Landwehroffizieraspirantenschule), учительские институты (мужской и женский), ветеринарная, торговая и ремесленная школы, институт глухонемых и слепых. Львовский институт гр. Оссолинских (см. выше); городской худож.-ремесленный музей; богатый музей графа Дзедушицкого по естествоведению и этнографии Галиции. Заводы и фабрики машинные, спичечные, стеариновые, шоколадные, альбуминные и др.; паровые мельницы. Цветущая в средние века торговля Л. начала падать вместе с падением Польши. Только в самое последнее время заметен некоторый подъем комиссионной и экспедиционной торговли. Городское поземельно-кредитное учреждение, армянская ссудная касса, сберегательная касса, филиальное отделение Австро-венгерского банка, Галицкий акционерно-ипотечный банк, Галицкий кредитный банк, торговая и ремесленная палаты, 10 агентств различных страховых обществ, много других кредитных учреждений. В январе довольно значительная ярмарка.

История. Город Л., по преданию, построен около 1241 г. галицким князем Даниилом Романовичем и получил свое название в честь старшего его сына Льва, которому он по смерти отца и достался. По другим сказаниям, Л. был основан самим Львом Даниловичем между 1268 и 1270 гг. Объединив все галицко-волынские земли под своей властью, Лев Данилович не переехал в прежнюю столицу княжества, Галич, а остался во Львове, который при нем значительно разросся и украсился, еще более возвысясь после совершенного опустошения Галича татарами. Л. также пришлось много вынести от татар, поляков, валахов и др. В 1340 г. он был завоеван Казимиром; к этому времени относится начало его густого заселения поляками и немцами. В 1648 и 1655 гг. Л. был осаждаем Богданом Хмельницким, от которого откупился только большими суммами; в 1672 г. его осаждали турки, которые в 1675 г. были разбиты под самым городом королем Яном Собеским. В 1704 г. Л. был взят шведами. При первом разделе Польши Л. отошел к Австрии. Во время волнений 1848-49 гг. некоторые здания Л. были сожжены польскими повстанцами. Все русские галичане остались верными престолу; полученные ими за то награды отозвались больше всего на Л. Пользуясь покровительством императора, русские обитатели Л. основали несколько обществ политических и др. и стали издавать несколько периодических изданий. В настоящее время вследствие поощрения правительством польских стремлений для этих обществ и изданий настала тяжелая пора: то отдельные №№ изданий конфискуются или не пропускаются цензурой, то издание подвергается запрещению и издателю приходится менять название своего журнала или газеты (напр. издание г. Купчанка носило последовательно названия «Червонная Русь», «Галицкая Русь», «Галичанин»), то целое общество или отдельные члены его, а чаще всего редакторы изданий привлекаются к суду по обвинению в государственной измене.

Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона 1906—1913 гг.

Львов (Lemberg, Lehmberg, Leopolis, Львiв, Lwów) — столица Галиции. Евреи проживали во Львове с его основания. Уже в 13-м столетии они жили здесь в русском Львове, который находился на теперешнем Краковском предместье, у подножия высокого замка. В 1350 г. литовцы сожгли Львов, Казимир Великий (Польша присоединила Червонную Русь в 1340 году) восстановил город в другом месте, т. е. там, где теперь находится центральная часть города; прежний русский Л. превратился с тех пор в «Краковское предместье» и уже не имел ни городских стен, ни насыпей. Евр. община, до того времени находившаяся в предместье, стала постепенно переселяться в город, и уже в 1387 г. мы здесь встречаем «Еврейскую улицу». Затем в городе возникла отдельная евр. община, в отличие от общины «за городом». Обе общины начиная с 15 вплоть до 18 в. развиваются самостоятельно. Кроме того, в предместье существовала отдельная караимская община, которая в 1745 году покинула Л. (см. Караимы).

I. Еврейская улица и еврейский квартал в городе. — Евр. улица соединялась (как и теперь) с улицей Боимов под прямым углом. Примыкающая часть улицы Боимов носила также название Еврейской. Но не вся улица Боимов была еврейской, так как крайнюю границу евр. оседлости составляла теперешняя Сербская улица. Здесь, при перекрещивании улиц Боимов и Сербской, находилась какая-то преграда, которая не допускала перехода из одной части ул. Боимов в другую и тем самым загораживала евр. квартал со стороны улиц Галицкой и Сербской. Несмотря на то, что спокон веков этот квартал носил название еврейского, здесь еще во второй половине 16 в. находились дома русских (в которых проживали евреи). До 1616 г. постоянным жителем евр. квартала был городской палач (justitiae magister — Малодобрый), который со своими помощниками занимал одну из башен городской стены. Рядом с этой башней была другая, в которой палач исполнял свои обязанности. Палач и его помощники постоянно издевались над евреями, так что последние хлопотали о том, чтобы выжить из квартала неприятного соседа. Это, наконец, увенчалось успехом в 1616 г., когда «городская комиссия», пришедши к убеждению, что такие издевательства часто доводили до беспорядков и кровопролития, удалила палача. Его место занял школьник. Опасным соседом был городской арсенал с пороховым складом. Непосредственно перед нашествием шведов, 23 ноября 1703 г., преступная рука подожгла склад; целый ряд домов превратился в развалины и 36 человек погибло. Это событие описывает р. Яков Иошуа, ректор талмудической школы во Л. В 16 в. на Еврейской улице было еще много свободного места, на главной улице находилось много одноэтажных или двухэтажных домиков. Но евр. население быстро размножилось; окрестные местечки, ныне (1911) почти сплошь еврейские, тогда почти не имели евр. населения. Все евреи, следовательно, оставались во Л., все должны были ютиться на этих двух улицах. Это повлекло за собой вздорожание земли и большой недостаток в квартирах. Пожары 1571 и 1616 гг. довершили стеснение евр. квартала. Вид евр. улицы изменился до неузнаваемости; место прежних лачуг заняли многоэтажные дома; несколько семейств должны были жить в одной комнате. Во второй половине 17 в. избыток населения переходит в окрестные города, основанные польскими магнатами, — Жолкиев, Сверж, Бучач, а к концу 17 в. вследствие наплыва этого населения возрастают Броды. Но все же в гетто теснота была невыносимая. И евреи начали селиться в окрестных улицах. Евреи не покупали недвижимостей, так как это воспрещалось законом, но снимали квартиры и лавки в домах шляхты, духовенства и мещан. Уже в 1633 г. городской совет (Rada) постановляет, чтобы «все те, которые держат евреев в своих домах, уплачивали налоги и все прочие regales et civiles contributiones с евреев». То, что еврейские лавочники и ремесленники нанимали помещения у христ.-домовладельцев выгодно для этих последних, беспокоило христиан-конкурентов и подавало повод для жалоб «мелкого человека» (pospolity człowiek) на «господ из Рады»; 27 мая 1656 г. король Ян Казимир издает декрет, в силу которого евреям воспрещается аренда и наем католических домов, так как это не угодно Богу. По-видимому, это мало помогло, так как в 1709 «всеми сословиями и народностями» в ратуше принято решение о воспрещении христианам Л. отдавать евреям в наем квартиры и лавки. Это постановление Август II подтвердил декретом от 11 апреля 1710 года. Еврейская торговля возрастала и распространялась на все новые области; несмотря на ограничения, установленные многократными договорами (пактами), заключенными между евреями и городом, евреи торговали всякими товарами; они смотрели на «договоры» как на простую, хотя дорогостоящую формальность. Не таково было отношение городского населения, всячески старавшегося вытеснить евреев из христ. домов. Но члены городского совета владели домами, точно так же шляхта и духовенство, и потому им было выгодно пребывание евреев в городе; в 1738 г. число «недозволенных лавок» достигает 71. В этом же году король поручает особой комиссии расследование всего этого вопроса, а комиссия приглашает евреев мирно уладить дело, и в 1740 г. состоялось торговое соглашение, в силу которого евреи обязуются вести торговлю на точных основаниях договора. Несмотря, однако, на большую торговлю, они были очень бедны и разорены военными контрибуциями, грабежами и беспорядками, а в особенности последним нашествием шведов. Уплатив сотни тысяч деньгами, драгоценностями и товарами, они не были в состоянии заплатить городу соответственную часть контрибуции, и долг этот в 1727 г. равнялся 438,410 злот. пол. Чтобы хоть отчасти заплатить его и покрыть громадные проценты, кагалы устраивали займы и обложили особыми налогами все съестные припасы, все возобновлявшиеся аренды (chasaka), но, несмотря на это, не могли урегулировать своего бюджета; в 1770 г. наступил застой, и вслед за ним банкротство. Чтобы спасти капиталы многочисленных польских костелов и монастырей, братские деньги и благотворительные суммы, львовский архиепископ Сераковский дал 22 августа 1770 г. львовским кагалам отсрочку и понизил процент с займов. Дело это с присоединением города к Австрии перешло к австрийским властям и не могло дождаться конца. Еще в 1874 году кагал должен был костелам, монастырям и христианским «благотворительным» учреждениям 83,056 австр. гульденов или около 1/2 млн. злот. пол. Вопрос о проживании евреев перешел по наследству от Речи Посполитой к австрийскому правительству, и вот уже 20 ноября 1771 г. Gubernium приказывает, «чтобы, начиная с 1 декабря 1772 г. еженедельно по 6 семейств покидали запретные христианские дома; вперед внесенная арендная плата подлежит возврату под угрозой взыскания магистратом с мещан, а окружным управлением с шляхты и духовенства; за ипотечные долги на христианских домах дома эти не могут переходить в еврейские руки». Евреи не уступили и обратились с протестом в Вену. Дело было окончательно решено дворцовым декретом от 12 декабря 1798 г., в силу которого евреям дозволяется жить в городе лишь по Еврейской, Зарванской и Русской улицам, а из предместий — на Краковском и Жолкиевском. С других улиц и кварталов они должны были раз навсегда уйти. Исключение допускалось для евреев, могущих доказать, что владеют имуществом в 30.000 гульд., и желающих вести торговлю австрийскими товарами; такие специальные привилегии подлежали утверждению придворной канцелярии (Hofkanzlei). Этот указ был возобновлен в 1804 и 1811 г. Таким образом евреи были совершенно удалены из запретных улиц. Втиснутые в тесные границы двух предместий и трех улиц евреи хлопотали о расширении черты оседлости. Дело рассматривалось в Вене, но магистрат в письмах от 18 декабря 1846 и 16 января 1855 г. воспротивился расширению гетто; а когда по поручению министерства внутренних дел львовское наместничество должно было решить этот вопрос, голоса разделились поровну. Повторное ходатайство кагала (11 янв. 1863г.) также не имело успеха, и лишь конституции (1867/8) удалось разрушить стену предрассудков, окружавшую львовских евреев в продолжение пяти веков. — Из древностей городской общины заслуживают особенного внимания кагальный дом (Бляхерская ул., 27) и синагога Нахмановичей, или Тure Zahab (так назыв. потому, что в ней молился львовский раввин р. Давид Галеви (см.), ум. в 1667 г.). Эта синагога была построена в 1582 г., ее основателем был богатый, известный львовский еврей Исаак Нахманович, старшина львовского кагала и председатель Ваада четырех стран в Люблине в 1589 г. В Л. была городская каменная синагога в конце ул. Боимов, но она была слишком мала, чтобы вместить такое большое количество евреев. Синагога Нахмановича была построена знаменитым львовским архитектором Павлом Римлянином в готическом стиле. Здание почти квадратное, с двумя высокими окнами с каждой стороны и прелестным готическим сводом. К 1594 году относится пристройка галереи для женщин, для чего пришлось проломить западную и южную стены; к этому же времени относится постройка лицевого дома на Еврейской улице. В эту синагогу кагал перенес свои драгоценности и суды, и она с тех пор становится «большой городской синагогой». С тех пор старая синагога называлась школкой. В 1664 году чернь, учинив погром, разграбила школку. В 1603 году Сигизмунд III подарил львовским иезуитам дома и плацы под городской стеной под предлогом, что городской совет незаконно продал все эти участки евреям. Таким образом, восточная часть Еврейской улицы должна была перейти в руки иезуитов; евреям предстояло потерять почти всю их улицу. Долго тянулось дело о праве владения; в нем приняли деятельное участие величайшие люди Речи Посполитой — Замойский, Жолкевский, Боболя и Скарга. Оно обсуждалось на разных съездах, конфедерациях при короле, в Еврейской улице и в коронном трибунале. Наконец евреи проиграли, и в феврале 1606 г. синагога перешла в руки иезуитов; дома же город должен был выкупить у евреев. На куполе синагоги водружен был крест, а обездоленные евреи удалились в свою старую школку. Однако, так как единственный доступ к синагоге вел через дом Марка Исааковича, а тот не разрешал прохода, то иезуиты принуждены были уступить евреям синагогу за довольно крупную сумму (20.600 пол. злот.). В субботу после Пурима была вновь открыта синагога, и р. Исаак Галеви написал в память этого события прекрасную «Песнь спасения» (Schir Geulah). Кроме этой синагоги, в городе существует Bet ha-Midrasch, возникший во второй половине 18 в., и большая городская синагога (ул. Боимов, 157), построенная в 1801 г. на месте разрушенной в 1797 г. старой синагоги. Эта старая синагога была наиболее ранней в городе; она возникла во второй половине 14 или в начале 15 в. (см. иллюстрацию). В теперешней новой синагоге находятся серебряные предметы и покрывало из старой, но они не старше 17 века. Еврейская улица, не тронутая до 1905 г., стала в последние годы постепенно исчезать. Место старых домов 16 и 17 вв. занимают новые. Ныне (1911) подлежит разрушению «кагальный дом», последний из старых домов в восточной части улицы.

II. Краковское предместье. — За Краковскими воротами тянулось большое «Краковское предместье», коренное гнездо евр. общины. Сейчас за воротами и крепостным валом тянулся длинный ряд евр. и христианских домов. Река Пелтва разделяла всю эту местность не только в территориальном, но и в судебно-административном отношении. Евреи на правом берегу Пелтвы подлежали замковой юрисдикции (старосты), на левом берегу — городской юрисдикции. Свободу покупки-продажи домов гарантировала старинная королевская привилегия, подтвержденная 1 октября 1568 г. Сигизмундом Августом. В предместье, таким образом, господствовала полнейшая свобода поселения в противоположность запретам в городе. На евреях лежала лишь уплата замку «повинностей», но всегда «наравне с другими», зато городское управление обязано было принимать все записи о покупке и продаже движимостей и недвижимостей. Эта свобода поселения привлекала в предместье всех тех, кто не находил места в городе. Здесь в предместье задолго до начала беспорядков 1664 г. предвидели несчастье. Евреи «стали вооружаться, чем кто мог: пиками, топорами, секирами, саблями, пищалями, складывали камни по дворам и на крышах, одним словом, составляли план сражения». Евр. оборона оказалась слишком слабой перед атакой студентов и пригородного населения. Но самый факт обороны был так знаменателен, что он отмечен в городских актах и передан иезуитами-летописцами. Во время этого ужасного погрома в предместье погибло свыше 100 евреев, а дома подверглись разрушению. Большим несчастьем для предместья являлись осады города, которым, начиная с 1648 г. по первые годы 18 в., часто подвергался Л. Такие нападения повторялись до тех пор, пока после тарногродской конфедерации и немого сейма не наступил продолжительный мир. Лишь тогда предместье стало застраиваться более надежно и упрочило свое существование. Краковское предместье приютило громадную евр. общину, которая постепенно слилась с городской общиной и образовала в Л. один кагал. Центр пригородной общины составляла синагога, которая находилась на месте теперешнего базара на Краковской площади. Большой пожар в 1623 году совершенно уничтожил предместье со всеми евр. и христианскими домами. После пожара городской совет, выдвигая прежде всего интересы обороны города, обратился к королю с просьбой отодвинуть дома от городских стен и валов. 30 апреля 1624 года состоялся взаимный договор, в силу которого разрешается евреям построить новую улицу и возвести синагогу в другом месте; участки же под городской стеной оставить незастроенными, а вместо них купить себе, по выбору, новую площадь для постройки своих домов. Этот договор получил санкцию Сигизмунда III 10 июля 1624 г., а месяц спустя (10 августа) львовский архиепископ разрешил постройку новой синагоги. В 1632 г. был воздвигнут храм, сохранившийся до сих пор. Он помещается в самом сердце еврейского квартала и в продолжение многих лет был единственным защищенным (каменным) зданием. Он являлся убежищем во время набегов и беспорядков, грабежей и осад. Внутренняя отделка синагоги относится к 18 в. Славится восьмисвечник, отлитый в мастерской Христофора Франке в Бреславле в 1775 г. Кроме этой синагоги, в предместье находится Bet ha-Midrasch, хасидская молельня, и около 70 маленьких молитвенных домов, миньанов и цеховых молелен разных категорий ремесленников. — Самый интересный памятник старого Л. — еврейское кладбище. Вход на кладбище ведет через портик (ohel), построенный в 1795 г. Кладбище представляет собой громадный, густо заросший сад, а среди зелени видны бесчисленные могильные памятники, по большей части простые каменные глыбы, более или менее осевшие. Это самое старинное кладбище Л., а, быть может, и всей Галиции. О нем городские акты упоминают уже в 1414 г.; вероятно, оно существовало со времени основания Л., так как нигде не найдено следов другого кладбища. Как тесно было в еврейской улице, так же тесно было и здесь; как еврейская улица часто подвергалась нападениям толпы, так не пощажены были эти могильные камни. Часть кладбища вдоль Шпитальной ул. совершенно пуста: некоторые объясняют это тем, что тут было кладбище караимов. В самой середине кладбища, там, где могильные камни стоят густо друг возле друга, находится еврейский пантеон, памятник славы и несчастий львовского еврейства. Здесь имеются памятники Нахмана и Марка Исааковичей и жены Нахмана «Золотой Розы», самоотверженной деятельницы во время процесса с иезуитами, память о которой окружена легендами; крупных талмудистов р. Иошуи Фалька Когена (םמ״ע‎ 1614) и Давида Галеви (ט״ז‎) 1667; мучеников, братьев Рейцесов (1728); раввинов: Хахама Цеби Ашкеназы (1718), Хаима Раппопорта (1771), Якова Орнштейна (1839), Авраама Кона (1848) и других. А рядом с ними ряд памятников от 1664 года свидетельствует об ужасном иезуитском погроме и числе его жертв. Все самое дорогое Л. хоронил в этом пантеоне. Это кладбище было закрыто в 1855 г. ввиду холеры, и с тех пор хоронят на новом кладбище, на Яновской улице.

III. Австрийское время. Мария Тереза учредила областной кагал (krajowy) и должность областного раввина, Иосиф II уничтожил эту организацию, разрушил единение кагалов и ввел в Л. семь Regierer’ов. К царствованию Франца I (1796) относится введение свечного налога (Lichtzündsteuer) и коробочного сбора с кошерного мяса (Zoscherfleisehaufschlag). Изобретателем первого и арендатором всех налогов в Галиции, являющихся образцами для евр. налогов в России, был львовский еврей Соломон Коффлер. Господствующая вообще в начале 19 в. реакция усилилась у львовских евр. во время раввинства Якова Орнштейна, ревностного противника европейского просвещения, и только по его смерти (1839) среди евреев Л. начинается прогрессивное движение. Постепенно возникает слой интеллигенции, и правительство в 1840 г. поручает ей управление общиной. Новая община со всей энергией принялась за дело просвещения. Возникает «Verein zur Beförderung des Fortschrittes unter den galizischen Israeliten», а в главе его становятся Мор, Яков Бодек, Розенштейн и другие. [Л. делается центром просвещения и учености для Галиции и окружающих стран; из деятелей назовем: Исаака Эртера, Меира Леттериса, Иосифа Кон-Цедека и др. Самый главный из них — отец научной критики в евр. истории и литературе, С. Л. Рапопорт, труды коего положили основание для научной обработки побиблейской литературы]. Плодом работы прогрессистов было основание народной школы для мальчиков и девочек в 1844 г., приюта для сирот в 1842 г. и реформированной синагоги в 1842 г. Душой всего этого движения был приглашенный из Гогенемса первый прогрессивный проповедник Авр. Кон (см.). В 1848 г. в Л. развернулись давно дремавшие силы. Защитником евреев становится Смолька, и он является автором петиции к императору от жителей Л. о полном равноправии евр., подписанной епископ. Вержхлейским и другими, среди которых имелись подписи евр. видных деятелей. Император разрешил образование народной гвардии в Л.; в ней был отдельный еврейский отряд, во главе которого стоял Эммануил Галль. В библиотеке Оссолинских имеется именной список членов гвардии, в нем мы находим многих евреев. Гвардия была подчинена «Народной Раде», состоящей из представителей всех сословий; из евреев в ее состав вошли Освальд Менкес и банкир Авраам Мизес. Но это опьянение свободой продолжалось недолго, 2 ноября 1848 г. пушки Гамерштейна разрушили львовские здания, а с ними была похоронена и свобода. В 1859 г. должность проповедника занял д-р Швабахер, который ввиду большого авторитета, которым пользовался духовный раввин р. Иосиф Саул Натансон, не имел никакого влияния. Лишь в 1867 г. прогресс опять восторжествовал в Л., но влияние консервативной партии поныне значительно. Под руководством Мизеса, Филиппа Цукра, Сам. Горовица, д-ра Быка, а в последнее время д-ра Шимона Шаффа кагал достиг высокой степени развития. Общине принадлежат следующие благотворительные и воспитательные учреждения: больница на 100 кроватей, учреждена Маврикием Лацарусом в 1903 г. (см. иллюстрацию); приют для престарелых на 90 человек; сиротский; приют, основан в 1894 г. (в 1902 г. насчитывал 55 мальчиков, 35 девочек); народная мужская школа имени Авраама Кон (300 мальчиков); народная женская школа имени Ав. Кона (300 девочек); промышленная школа, институт для подготовки учителей евр. религии; библейская школа для учеников средних учебных заведений; 3 приюта для маленьких детей; учреждение для снабжения девушек приданым; учреждение имени императора Франца-Иосифа I для вспомоществования молодежи, обучающейся в среднеучебных заведениях; учреждение для выдачи ссуд ремесленникам и мелким купцам (учреждено Горовицем); столовая для нуждающихся учеников (600 обедов ежедневно); многочисленные стипендии для учеников и студентов; общинная библиотека (около 16.000 томов). Кроме общинных учреждений, есть и другие: еврейский академический дом; еврейские академические общества и союзы — Emunah, Judaea, Bar Kochba, Chasmonea, Ognisko и т. п.; учреждения для целей ассимиляции: читальня имени Гольдмана; народные школы посещают около 8.000 еврейских детей, а казенные гимназии — около 2.000. Во Л. множество хедеров, имеется иешива и талмуд-тора. Кроме общинных школ, существуют еще 5 городских, посещаемых исключительно евр. детьми. В университете 33% евреев (около 1.500 чел.; наибольшее число — на юридическом факультете); в политехникуме — около 20%. Большая часть евр. Л. принадлежит к лагерю польской демократии. Довольно сильна так назыв. «кагальная» партия общины. Представителем партии ассимиляторов является д-р Натан Левенштейн, который получил печальную известность по кровавым выборам 1911 г. в Дрогобыче; эта партия издает еженедельник «Jedność» (Единение). Польские социалисты (P. P. S.) также насчитывают в своем лагере много евреев. Сионисты довольно сильны во Л.; здесь имеет местопребывание их центральный комитет и издается евр. газета «Tagblatt» и еженедельник «Wschód». В городском совете до сих пор (1911) на 100 членов было 20 евреев, теперь их осталось 15. В торгово-промышленной палате — 70% евреев. В сфере интеллигенции евреи сильно представлены: 70% присяжных поверенных и 60% врачей; в университете читают профессора-евреи: историю — Шимон Аскенази; физиологию — Бек; неврологию — Бикелес; санскрит — Блятт, и доценты: Шорр — ассириолог, Аллерганд — правовед. Во львовских гимназиях — 20 профессоров и учителей-евреев, в народных школах — около 30 евреев и евреек. Кроме них, насчитывается 31 преподаватель еврейской религии. Число евреев Л. достигло в 1910 г. 60.000 (свыше 25% всех жителей). — Ср.: Balaban, Zydzi Iwowscy na prełomie XVI i ХVII w., 1906 (обширная монография, разработанная на основании рукописного материала, с приложением многочисленных актов и перечнем всей литературы по истории Львовской общины; в 1909 г. появилось сокращенное популярное издание); idem, Dzielnica Żydowska, 1910 (описание евр. гетто, с иллюстрациями; дополняет предыдущий труд сведениями после 1648 г.); idem, Żydzi w Austryi za pan. ces. Fr. Josefa, 1908; idem, Historya projektu szkoły rabinów; отчеты школьные, промышленные, больничные и т. п.

1 комментарий

  1. ǺʎúɥĶǺ:

    Здравствуйте , ищу Дорожкина Вадима Леонидовича 1947-08-30 г.р
    проживал по адресу ЛЬВІВ СЕРБСЬКА 5 , 2. Нужна любая информация

Ваш комментарий